Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма

20/01/2005 13:42

Aлександр Г.

Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма

Является ли Учение Рерихов буддийским по своей сути или нет? Изучение и критическая оценка философского творчества Рерихов в настоящее время проходит активно. Представляется, что это важное обстоятельство. Мадам Блаватская и теософские махатмы ясно отмечали приоритетность буддийского учения, и естественно ожидать, что традиция будет соблюдена и новейшее учение «Агни-Йога», которое является и плодом духовных усилий семьи Рерихов, также будет иметь приоритетную буддийскую направленность, ибо учение себя обозначает в рамках единой традиции... У меня сложилось впечатление: изучая стиль, идеи, направленность, не похоже... В принципе мне кажется, это повод задуматься...

***

Притча о Будде* Пастух увидел человека под деревом, сидящего в размышлении. Он сел рядом и пытался задуматься, подражая человеку. Он начал пересчитывать своих баранов и мысленно взвешивать выгоду руна их.

Оба сидели молча, наконец пастух спросил: «Господин, о чем думаешь ты?» Тот сказал: «О Боге».

Пастух спросил: «Знаешь ли, о чем думал я?» - «Тоже о Боге». «Ошибаешься, о выгоде продаже руна».

«Истинно, тоже о Боге, только моему Богу нечего продавать, твой же Бог должен сперва сходить на базар. Но может быть, Он на пути встретит разбойника, который поможет ему обратиться к этому дереву.» Так говорил Гаутама.

Сходите на базар, удумайте скорее, чтобы вернуться.

(«Озарение», 2-VII-5)

* - прим.: можно сделать самостоятельный вывод, является ли эта притча из наследия Рерихов буддийской по стилю и духу, а также насколько может соответствовать исторической реальности...

***

Немножко о буддийской философии и традициях. Очень кратко, однобоко, с большими недостатками и субъективизмом, но тем не менее: из основных буддийских направлений и традиций:

1) Тхеравада или хинаяна. Четыре благородные истины, восьмеричный благородный путь. Духовная и мистическая йога: бодхичитта (взращивание сострадания ко всем живым существам), пратимокша (ступени монашества и обеты), посвящение заслуг, а также: медитация, полное внимание и контроль со поведением и мотивацией (ходить, сидеть, кушать и т.д).

2) Махаяна. Шесть или десять парамит: щедрость, дисциплина, терпение, усердие, медитативное сосредоточение, мудрость, а также методы, молитвы – пожелания, сила, изначальная мудрость. Духовные ценности хинаяны включены. Особое значение: учение о двух истинах: абсолютной и относительной. Мистическая йога делает упор: на практиках медитации и випашьяны (мудрости), и посредством постижения совершенного опыта в тишине (медитации) и движении (випашьяны) человек может достичь окончательного Просветления и Реализации (одной медитации недостаточно! – частая ошибка в индусской йоге).

3) Махамудра (и вообще, тантра). Духовные ценности махаяны включены. Упор делается на очищении элементов природы. На этом уровне повидимому уже могут проявляться чистые тела (и кажется на этом уровне могут проявляться например подобные явления: иногда можно наблюдать, что тело не отбрасывает тени, явление Радужного Тела и Растворения и др.)

«...Но все эти учения о каналах, пране и бинду
Сами по себе не столь уж и глубоки.
Как учил Будда, суть глубокой тантры
Есть очищение этих энергий в пространстве.
Если же не их очистить,
Они будут рождать только страдание сансары.»

(Достославный Пхагмодрупа)

4. Дзогчен. Мудрость самоосвобождения. Духовные ценности махаяны и тантры включены. В принципе, очень много различных учений, которые могут помочь страждущему достичь решающего Просветления и Освобождения от страданий и сансары.

«Лучшим методом, конечно же, является отсутствие усилий, но научиться ему невозможно. Отсутствие усилий не приходит само, сколько не старайся. Отсутствие усилий не наступает спонтанно...» (дост. Чоки Нима Римпоче)

***

Сопоставим с «Агни-Йогой», учением семьи Рерихов.

«...Сперва вспыхнут внутренние огни центров, затем раздастся голос незримого Учителя и, наконец, будет проявление внешнего пламени, которое как бы соединяет сознание личное с сознаем пространственным...» (Знаки Агни Йоги, 181)

Сопоставление:

1) Учитель и Традиция – это важнейшая и необходимая составная часть буддийского учения, -- именно живой и реализованный учитель и реальная живая традиция. Без Учителя невозможна серьезная йога. Без серьезной йоги невозможно достичь Реализации. Но именно это является целью в буддизме (и конечно же, помочь и всем окружающим живым существам тоже избавиться от страданий).

В «Агни-Йоге» много и постоянно говориться об Учителе, но подразумевается всегда, что это внутренний и мистический Учитель...

Как же последователь «Агни-Йоги» сможет защититься от мар (ложных и выдающихся тонких созданий)? Просто не впасть в поверхностный психизм. Реальный буддизм позволяет решить эту проблему с помощью реальной и живой Традиции и Учителя (а также с помощью самого Учения Дхармы). Но в Агни – Йоге где точка опоры? Как не вижу и серьезной йоговской традиции, опирающуюся на мудрость и опыт реализованных и просветленных Учителей (по восточным буддийским понятиям). При отсутствии в наше время серьезной йоговской традиции в Агни-Йоге, повидимому, нельзя обоснованно (то есть с опорой на опыт и мудрость просветленных и реализованных) подтвердить даже само определение и значение йоговских достижений Елены Ивановны Рерих...

2) Значение медитации... «Чтобы узнать свою просветленную сущность и сделать ее реальной, нужно использовать изучение и размышление, но самое важное – это практика медитации». (дост. Чоки Нима Римпоче)

Найти в Агни-Йоге тему о медитации крайне сложно, -- просмотрел – пролистал около десятка книг Серии: не встретил этого понятия. Это не важное понятие в Агни-Йоге, как можно очевидно понять.

«Имеем перед собою пример знаменательной степени так называемого Самадхи без удаления из жизни. Можно понять, что явление Матери Агни Йоги не легко достижимо в условиях Великой Битвы.» (Сердце, 206)

В письмах Е.Р. встретил следующие фрагменты:

«Я никогда не делала никаких упражнений, даже простой пранаямы. По правде сказать, у меня инстинктивное отвращение ко всем искусственным насилиям там, где мы касаемся сокровенных огней сердца.» (08.09.34)

«Вы спрашиваете, продолжать ли Вам медитацию*? Все, что способствует концентрации и развитию мышления, очень полезно и следует всячески поощрять к четкости и кристализации мысли». (8.11.34)

* - прим.: похож ли смысл тот который вкладывают в буддизме в понятие медитация и в письме Е.Р? – не уверен. Если Е.Р. делает упор на активизации понятия «мысль» и мыслительной деятельности (четкости и кристализации мысли), то в буддизме – это все-таки как мне представляется в частности, это опыт пустоты -- именно опыт, и расширение опыта (есть различные представления и понятия: промежуток между мыслями, чувство пустоты, слежение без привязанности и др.), но все-таки речь идет об освобождении от мыслей (главным образом от зависимости разнообразной эмоциональной и мыслительной деятельности, омрачающей ясное видение), а не об их «кристализации» -- по крайней мере, связь с буддийскими понятиями затруднительно проследить...

Обратим внимание, что это скорее подход индусской йоги – кундалини-йога, тонкие энергии, самадхи и прочее. В буддийской йоге основной упор обычно делается именно на самоосознание и нек. др. понятия и подходы, и причем отмечается, что некоторые известные техники и подходы – медитация (только медитация – однозначно!) и некоторые техники праны (кундалини) йоги могут не привести к избавлению от сансары... (а возможно при более глубоком изучении буддийской йоги об этом можно говорить более определенно и категорично...). Отметим также, что в индусской йоге медитации отводиться тоже основополагающее значение, так что позиция Агни-Йоги, мне кажется, по этому вопросу во многом уникальна среди существующих йог...

3) Важнейшие буддийские практики: бодхичитта и посвящение заслуг... Во всех буддийских учениях им придается исключительное внимание и важность.

К примеру:

«Бодхичитта – сущность учений и Сутры и Тантры, а ее суть – сострадание» (дост. Тулку Урген Римпоче)

Приходилось читать авторитетные слова, что бодхичитта – самая важная буддийская практика... В Агни-Йоге затрудняюсь найти сколь-либо адекватное соответствие.

4) По авторитетному мнению, важнейшие философские принципы, которыми отличаются буддийские учения («четыре печати»):

- Все обусловленное непостоянно
- Все загрязняющие состояния исполненны страдания
- Все явления пусты и лишены собственной сущности
- Нирвана есть покой

К примеру, остановимся более подробно на «Все явления пусты...»: Это исключительно важное положение и занимает центральное место в творчестве Нагарджуны, в Махаяне, во всех направлениях и традициях буддизма. Это очень большая тема и отмечу пару фрагментов. Как мне представляется, в Агни Йоге мы имеем весьма позитивные, положительные, жизнеутверждающие представления о мире, человеке, настоящем и будущем -- как следствие, могут возникать ассоциации, что наш мир это замечательное место сейчас и в будущем – но это совсем не буддийское представление ибо с точки зрения буддизма этот мир есть средоточие пожара страстей и несправедливости и человек должен спасаться и бежать из этого мира... (если человек не может достигнуть нирваны с помощью собственных усилий и талантов, то рекомендуется направить свое внимание к чистым землям полей будд – но и в этом случае, не этот мир рекомендуется...). Духовная помощь людям и всем живым существам – это конечно, но в этом случае речь больше идет уже о достигших и реализовавших себя просветленных и святых людях, или уже в близком предверии, – ламах... Второе, не стоит превознасить и привязываться к этому миру как к чему-то очень серьезному и важному – так может порождаться ложная привязанность – ибо об этом мире Будда много и разносторонне говорил об этом мире как о нереальном (из этого мира действ
ительно можно «выйти» как из незначительного сновидения – редкие достигшия явления Растворения это подтверждают...): правильная мотивация служит инстументом для реализации и правильных духовно-мистических способностей, и эта мотивация в значительной степени явно определяется отношением к житие как к (условно) нереальному, родственному сновидению. Мне представляется, что это разные мотивы в буддизме и в Агне-Йоге.

Итак общая картина об Агне-Йоге и связи с буддизмом:

Ссылки на буддийские источники и авторитеты очень ограничены, главным образом связаны с Готамой Буддой. Но повидимому, на многих других великих и авторитетнейших учителей ссылок почти или полностью нет: Нагарджуна, Падмасамбхава, Миларепа, Атиша, Цонкапа и мн. - мн. другие. А также многие важнейшие буддийские идеи и принципы, в том числе из махаяны, махамудры, крайне мало или почти не освещены, и их богатейший потенциал не используется в Учении. В то же время идеи индуизма находят в Агне Йоге значительно большее внимание и раскрытие. Поэтому Учение Агни Йоги можно назвать с точки зрения йоги скорее проиндуиским, но не пробуддийским.

Прошу извинить мою излишнюю самоуверенность, предвзятость и односторонность, когда я берусь за столь сложную и ответственную тему. У меня безусловное и огромное уважение к семье Рерихам, и их духовным и творческим заслугам и достижениям. Но мне хочется обратить внимание последователей Рерихов с точки зрения йоги: в наше время существует возможность для серьезной йоги – говорю о действительно великих учителях и традициях – и буддийских, и индуиских – и не стоит откладывать серьезную йогу и шанс на реальное и практическое освобождение и возможную реализацию уже в этой жизни (или в этой «после жизни») на некое «счастливое» будущее... К примеру, буддийский подход к объединению позволяет объединять великое множество самых разнообразных традиций и учений (даже не обязательно буддийских!), но на буддийской основе (!). К примеру, знаменитый 5 Далай Лама принял сотни передач и был причастен к самым разнообразным учениям и традициям... Ничто не мешает разделять «жизнь» – реальную живую йогу и традицию, включая глубокую преданность (серьезная йога без преданности к традиции – несерьезный и неэффективный подход) и «идеалы» -- некоторый комплекс внутренних и эмоциональных идей и представлений, и тем самым «объединять» правильным образом реальную серьезную йогу и Агни-Йогу с теософией (ибо это скорее все-таки более из области культуры, чем из области йоги – серьезной йоги без традиции, т.е. в том числе, без реализованных и просветленных живущих учителей, связанных с традицией - не существует, это можно понять...) Я бы рекомендовал буддизм, как наиболее теоретически и практически проработанное Учение. А также из того, что нам в России может быть доступно на Высшем Уровне с позиции йоги – это все-таки именно буддизм. Великие буддийские учителя часто приезжают в наше время в Россию, и мы имеем возможность знакомиться с безупречной Дхармой!

***

Тема также открыта по адресу: http://buddhist.ru/board/showthread.php?s=&threadid=4456 (Можно ли признать Учение Рерихов буддийским?)

Ответить   
  1. Вся дискуссия   Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Aлександр Г. от 20/01/2005 13:42
    1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 20/01/2005 23:59
    2. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Anonymous от 21/01/2005 10:42
      1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Anonymous от 21/01/2005 23:58
        1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 22/01/2005 08:12
          1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Anonymous от 22/01/2005 10:15
            1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 22/01/2005 20:50
              1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Anonymous от 24/01/2005 00:19
                1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 24/01/2005 19:19
                  1. Завидное постоянство - Владимир Чернявский от 25/01/2005 05:01
                    1. Re: Завидное постоянство - Сергей Мальцев от 25/01/2005 06:14
                      1. Re: Завидное постоянство - Владимир Чернявский от 25/01/2005 07:46
                        1. Re: Завидное постоянство - Rodnoy от 25/01/2005 09:08
                          1. Re: Распознавание проекций - Владимир Чернявский от 25/01/2005 09:51
                            1. о распознавании... - Rodnoy от 25/01/2005 23:28
                              1. Re: о распознавании... - Владимир Чернявский от 26/01/2005 12:12
                                1. о критерии... - Rodnoy от 27/01/2005 08:06
                                  1. Re: о критерии... - Владимир Чернявский от 27/01/2005 17:35
                                    1. Re: о критерии... - sova от 27/01/2005 22:09
                                      1. Re: о методе - Владимир Чернявский от 28/01/2005 07:59
                                        1. Re: о методе - sova от 29/01/2005 00:45
                                          1. Re: о методе - Владимир Чернявский от 29/01/2005 13:04
                                            1. проецирование и интерпретация - sova от 29/01/2005 17:42
                                              1. Re: проецирование и интерпретация - Владимир Чернявский от 29/01/2005 18:08
                                                1. Re: проецирование и интерпретация - sova от 29/01/2005 18:36
                                                  1. Re: проецирование и интерпретация - Владимир Чернявский от 29/01/2005 19:40
                        2. Re: Завидное постоянство - Сергей Мальцев от 25/01/2005 09:10
                          1. от текста к толкованию - Владимир Чернявский от 25/01/2005 09:53
                            1. Re: от текста к толкованию - Сергей Мальцев от 25/01/2005 13:28
                              1. Re: от текста к толкованию - Владимир Чернявский от 25/01/2005 13:44
                              2. Re: от текста к толкованию - Anonymous от 25/01/2005 20:00
                                1. Re: от текста к толкованию - sova от 25/01/2005 21:07
                                2. Re: от текста к толкованию - Сергей Мальцев от 25/01/2005 22:15
          2. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Anonymous от 22/01/2005 20:44
            1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 22/01/2005 21:45
              1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Anonymous от 24/01/2005 00:31
                1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 24/01/2005 18:50
                  1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Anonymous от 24/01/2005 20:56
                    1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 25/01/2005 05:45
    3. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Михаил (_P) от 22/01/2005 21:47
    4. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Феликс от 25/01/2005 19:25
      1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Aлександр Г. от 27/01/2005 15:20
        1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Феликс от 28/01/2005 18:47
    5. для: С. Мальцев, Anonymous, Феликс, Михаил (_P) на 27.01.05 - Aлександр Г. от 02/02/2005 12:39
      1. Re: для: С. Мальцев, Anonymous, Феликс, Михаил (_P) на 27.01.05 - Михаил (_P) от 02/02/2005 15:45
      2. Re: для: С. Мальцев, Anonymous, Феликс, Михаил (_P) на 27.0 - Сергей Мальцев от 06/02/2005 10:20
        1. Re: для: С. Мальцев, Anonymous, Феликс, Михаил (_P) на 27.0 - Aлександр Г. от 14/02/2005 13:21
    6. Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 07/02/2005 11:22
      1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Михаил (_P) от 07/02/2005 16:21
        1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 07/02/2005 16:52
          1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Михаил (_P) от 08/02/2005 06:47
            1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 09/02/2005 09:59
              1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Михаил (_P) от 09/02/2005 14:50
                1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 09/02/2005 16:18
                  1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Георгий от 09/02/2005 16:40
                  2. грани - sova от 09/02/2005 20:46
                    1. Re: грани - Aлександр Г. от 14/02/2005 10:43
                2. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 14/02/2005 10:38
                  1. Грани АЙ - Сергей Мельников от 14/02/2005 10:56
                  2. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Михаил (_P) от 14/02/2005 14:32
          2. Дополняя Михаила - Сергей Мельников от 08/02/2005 09:41
            1. Re: Дополняя Михаила - Aлександр Г. от 09/02/2005 10:02
      2. Небольшой комментарий Re:Критический взгляд. - Сергей Мельников от 08/02/2005 09:38
        1. Re: Небольшой комментарий Re:Критический взгляд. - Aлександр Г. от 09/02/2005 10:31
          1. Re: Небольшой комментарий - Сергей Мельников от 09/02/2005 13:12
            1. Re: Небольшой комментарий - Aлександр Г. от 09/02/2005 15:49
      3. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - sova от 08/02/2005 22:04
        1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 09/02/2005 10:46
    7. об АЙ и буддизме... - Rodnoy от 10/02/2005 08:48
      1. Re: об АЙ и буддизме... - Aлександр Г. от 14/02/2005 10:25

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.