Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Особое мнение. Критический взгляд.

07/02/2005 11:22

Aлександр Г.
Ответ на   Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма

Особое мнение. Критический взгляд.


Намо Великим Учителям – Основателям Теософии!

***

Выскажу просто свое мнение не на предмет спора, а на правах и в следствии своего 25- летнего близкого изучения Агни Йоги и Теософии, а также распространял книги, идеи, принимал определенное участие в теософском и рериховском движении. Это мое глубокое и устоявшееся интеллектуальное и эмоциональное мнение об учении Агни-Йоги и Теософии. Фактически сформировавшееся примерно 5-10 лет назад, но выскажу с позиции современных знаний. И это только мое мнение и мнение исключительно доброжелательное: не больше, не меньше.

Цель: мне близки и не безразличны люди, которые входят в это движение: не безразличны их настоящее и будущее... и серьезное беспокойство... У меня много друзей здесь – были и остаются. И Теософское Движение и Рериховское Движение воспринимаю как родные душе, и связанные со своей судьбой – при любых обстоятельствах. Также я исключительно уважаю миссию и значения Великих Основоположников Теософского Движения, и желая внести посильную лепту ради исправления лжи и ради Дхармы берусь высказать мнения по указанным вопросам (признавая, конечно, ограниченность собственных суждений и компетентности).

Прошу прощения за определенную категоричность суждений, которые, конечно не претендуют на безусловную истину, а как уже и говорилось в начале: только личное интеллектуальное и эмоциональное мнение.


О Теософии

С Теософией-то как раз никаких проблем нет. Выдающаяся женщина Елена Петровна Блаватская, и Великие Учителя Востока Основатели Теософского Движения пробудили западную цивилизацию и культуру и помогли познакомиться с основами восточной духовности. Мы имеем возможности познакомиться с некоторыми учениями и идеями сохранящими ценности глубоких тысячелетий, которые были сохранены некоторыми тайными традициями на Востоке и были дарованы для всеобщего ознакомления. Не буду продолжать перечислять другие достоинства и достижения.

Реальной Дхармы – Учения Дхармы, того что ведет к Просветлению, тогда не было (и в «Инструкциях», конечно тоже). Можно добавить любопытную информацию (в собственном понимании и интерпретации): когда в наше время некоторые великие тибетские ламы делали первые попытки давать на Западе серьезное учение широко, аж до середины 90-х годов подобные попытки каждый раз сопрождались знаками, показывающими преждевременнось намерения, и только с середины 90-х было установленно, что существуют на Западе люди, которые могут учить, практиковать и правильно соблюдать те необходимые требования, которые одинаково необходимы практикующим как на Востоке, так и на Западе. Что-же говорить о времени сто лет назад – что тогда серьезное могло быть дано?

Тем не менее были восприняты некоторые идеи и представления. А потом были Вивекананда, Йогананда,... сейчас многие... И особое значение, на Западе стали становиться известными и переводиться великие буддийские ламы.

Здесь самое важное в этом вопросе: Мадам Блаватская и множество других вполне известных и авторитетных людей встречались с Махатмами в своей земной жизни, лицом к лицу...


Об Агни Йоге

Первое: к семье Рерихов -- у меня исключительное уважение и оценка духовных, культурных, общечеловеских достижений и заслуг. Мое представление: все члены этой замечательной семьи принадлежат к исключительному сокровищу человечества, и что они есть – это позволяет всем нам сейчас и будущем надеяться на что-то особенное Духовное, Прекрасное, ведущее к Освобождению!

Второе: конкретно, так называемое Учение Агни – Йоги – это результат глубокого йогического падения в следствии, когда люди не зная и не понимая законов йоги делают запрещенные действия. В этом смысле даже исключительно высокий уровень интеллекта и культуры не является защитой от падения. Речь, конечно, идет о спиритизме, которым многие годы и десятелетия увлекалась супружеская чета Рерихов. Этот факт получил достаточно широкую известность в последние годы.

«...Когда благодаря подобной практике ты достигнешь устойчивости ума, то получишь видение божества, получишь учения и тому подобное.
Если проявишь привязанность ко всему этому, то собъешься с пути и попадешь в лапы мары. Не слишком радуйтесь этим видениям и не дай им себя заворожить, ибо они лишь проявления твоего ума.»

/по наставлениям Гуру Римпоче, 151/

Как можно понять, что не зная законов йоги можно легко допустить очень тяжелые падения. В случае же Елены Ивановны Рерих это даже более особые обстоятельства: Елена Петровна Блаватская посвятила огромнейшее количество усилий, времени, и были очень много написано и рассказано о вреде и угрозе спиритизма и тем не менее даже это не предостерегло...

Как результат было появления «Учения Агни-Йоги» -- которое, как мне представляется, скорее является руководством как стать медиумом, но не учением йоги! Это с позиции серьезного человека – практика. С позиции простого человека – не практика: очень много интересного, поучительного, красивых и нравственных историй. При этом можно признать наличие множества очень ценных и полезных идей в книгах серий AЙ. Но не будем рассматривать мирское, а рассмотрим только со стороны йоги:

Мнение: ведет к контактерству (обычно, одна из форм медиумизма – дают возможность «веселым» и другим «потерянным» духам самовыражаться – в принципе, ценность абсолютного этих «контактеских откровенний» -- или обыденные сужденния омраченных созданий, или откровенный и бесполезный бред – этого может быть и большинство). И такого рода «отровенний» в наше время изобилие... Только к йоге это не имеет никакого отношения, а сами контактеры не только не приблизились к реализации (в своем омрачении – многие из них себя считают учениками великих, и даже махатмами, аватарами, иисусами и т.д.). Один мой хороший друг – рериховец (был связан с одним из наших рериховских сайтов) сейчас уже более полгода в психиатричке – появился новый спаситель и он объвил об этом... – вот его забрали и увезли в психиатричку (случай тяжелый: пока улучшения не наступило). Все это «откровенчество»... – йогой и серьезным не пахнет...
*В Агни Йоге с ученичеством все довольно строго и от этого может быть не так очевидно. Тем не менее эта традиция есть, у Рерихов были ученики, у их учеников тоже. С одной линией преемственности мы соприкасаемся здесь в Новосибирске. Только недавно с земного плана ушла ученица ученика Н.К. Рериха. Его же ученик (её учитель - Б.Н. Абрамов) назван Архатом. (из диалога на форуме)
«Грани Агни-Йоги» Борис Абрамов. Стало известно, что Борис Абрамов достиг статуса Архата... Относиться к этому серьезному ни как не могу: одну из книг «Граней» еще в самом начале лет 20-25 назад прочитал и сделал вывод: ничего интересного, полезного – пустое. И с тех пор и по настоящее время не обращаю на них ни малейшего внимания – кто объяснит, что в этих книгах действительно можно найти важного и полезного (я могу об многих авторах постараться объяснить – о Цонкапе, Нагарджуне, Падмасамбхаве и др.). Что важного и полезного в книгах «Грани Агни-Йоги»? Возмется кто-то мне объяснить? Чтобы заинтересовать? По моему, считать уважаемого Борис Абрамов «Архатом» это перебор явный – как мне представляется, если не иметь серьезного представление о буддизме: его истории и реализаций выдающихсы лам (прошлого и настоящего) . Великие реализованные ламы в буддизме, примерно соответствует понятию Архата в А.Й. – по-видимому так можно утверждать (по этой теме рекомендую книгу: «Великие Учителя Кагью» - исключительно важная и соджержательная). Что такое Реализация – объяснять не буду – по всей видимости и не смогу: надо много читать и общаться. К примеру, передо мной текст: «Знаки реализации», где много содержательной информации по этой теме, но на тексте также стоят знаки самаи. Здесь нельзя обсуждать подобные темы как из-за правил ваджраяны (публичность, не участвововать в спорах и т.д.) -- мое понимание. Но тем не менее скажу о что-нибудь второстепенном: это всегда особо проявляется в различных деталях – сиддхи - кто-то свободно выходит из своего тела и может рассказать что происходит в определенном месте поблизости; многие не теряют сознательность в течении суток и при отходе ко сну не теряют сознание, в том числе и во сне; кто-то левитирует; многие помнят предыдущие воплощения и т.д. А также речь определенно должна идти, что Архат (Полностью реализованный лама) должет свободно и постоянно находиться в состоянии ригпа (а АЙ – об этом не объясняется, а когда буддийские ламы учат осознованию ригпа западных людей в наше время – бывает только через несколько лет доходит... – У уважаемого Борис Абрамов не было никаких шансов...; кстати лама, который получает право на обучение осознованию ригпа сам должен держать это состояние свободно и без усилий как минимум 20 минут – если не ошибаюсь). Полагать что Борис Абрамов мог достичь состояния Архата – по-моему, абсолютно не серьезно. Предполагаю: информация о «архатстве» безусловно замечательного и уважаемого Борис Абрамов была получена от одного из подобного рода «контактеров», и это уже само по себе несерьезно.

Не только Борис Абрамов, но по всей видимости и никто из семьи Рерихов (о Юрии Николаевиче не могу судить – он все-таки принял буддизм, а значит по всей видимости серьезно практиковать) не проявил серьезных занятий в области йоги – о серьезных занятиях йогов Рерихами не читал и не слышал: имеется ввиду как минимум: медитация, ретриты и пр. Думаю здесь тоже ни каких реализаций не было:

Даже Великие Вопло
щения – Будды, Далай-Лама, Дхармараджи, Тулки – вынужденны заниматься исключительно много и серьезно йоговскими практиками, чтобы выполнить свою реализацию и сохранять ее в течении жизни – если этого не будет, то и ни какого толка не будет от человека, будь тулку или простой человек. Толстой и Платон – великие люди, кто-то может быть великим общественным деятелем – почему же и с какой стати считать их всех великими йогами или архатами?

***

Критические замечания об А.Й.:

1) Нет возможности практиковать серьезную йогу. Ибо без серьезной йоги не может реализоваться реальное Просветление и Освобождение от сансары. Ибо без реализованного Учителя – Ламы (во плоти и крови), не возможно практика буддийской йоги.

«Изнуряя себя учебой и тому подобным, но не служа учителю и не получив посвящений, не обрятешь никаких плодов, и все усилия будут напрасны.» /по наставлениям Гуру Римпоче, 145/

2) Не принимания Прибежище в Будде, Дхарме, Сангхе и не практикуя бодхичитту, люди не имеют возможности примкнуть к Учению Будд, к Мирам Будд.

“Наша доктрина не знает компромиссов… Поэтому мы отрицаем Бога, как философы и как Буддисты” (Письма Махатм, Письмо 57)

«Ты присоединяешься к группе буддистов. Когда ты примешь прибежище в Трех Драгоценностях, тебя станут называть буддисткой. Не приняв прибежища, ты не сможешь присоединиться к группе буддистов, даже если объявишь себя святой, практикующей или самим Буддой.» /по наставлениям Гуру Римпоче, 51/

3) Опора на Внутреннего Учителя – это исключительное по опасности заблуждение и часто может иметь йогически гибельные последствия. О Внешних Учителях в А.Й. – с буддийской точки зрения, насколько мне представляется, говорить нет смысла, ибо в этом отношении там нет реализованных йогов и авторитетных йоговских традиций – боюсь, что там нет вообще практикующих : нет не только высших йогов – нет даже достойных низших йогов, начинающих... Практика Внутреннего Учителя (Ийдама) без опоры на Реализованного Ламу (живого! И имеющего авторитную традицию и линию передачи!), без подробного и детального учения о буддийской тантре ( это все тайные учения, т.е. нуждающиеся в прямых комментариях реализованных лам тем кто достоин и способен эти учения правильно практиковать ), -- очевидно ведут к тяжкому йоговскому падению, а также способствуют медиумизму, одержанию и сумашедствию (прим. – у меня подобные примеры есть перед глазами и в памяти – не однократно и сейчас один товаририщ лежит в психиатричке – еще один спаситель человечества и России: читая Агни Йогу возомнил себя великим, но читал бы буддизм: может быть засомневался бы достоин ли быть малейшим – я сомневаюсь, к примеру...). В лучших случаях происходят контакты с безобидными духами и тогда появляется масса бесполезной литературы – «откровения», но и в этом случае по факту, человек находится в глубоком йоговском падениние и это в первую очередь проявляется в его сознании (страдания ада и невозможность найти правильное учения Дхармы – это тоже его возможные последствия...).

«...Когда благодаря подобной практике ты достигнешь устойчивости ума, то получишь видение божества, получишь учения и тому подобное.
Если проявишь привязанность ко всему этому, то собъешься с пути и попадешь в лапы мары. Не слишком радуйтесь этим видениям и не дай им себя заворожить, ибо они лишь проявления твоего ума.» /по наставлениям Гуру Римпоче, 151/

4) Нет медитации – нет йоги. Все остальное в этом случае это только красивые слова.

«Чтобы узнать свою просветленную сущность и сделать ее реальной, нужно использовать изучение и размышление, но самое важное – это практика медитации». (дост. Чоки Нима Римпоче)

5) Широкое присутствие в А.Й. мотивов войны, битвы, конфликта – это прямая противоположность буддийского подхода: искать мир в душе, опираться на мир в душе. Искать мир во вне. Где в буддийских сутрах войны и битвы? И какая от этого польза для йоговской мотиватиции и реализации?

6) Вместо четкого, ясного и практичного буддизма, Учения Победоносных, были созданы красивые истории и представления, отторванные от Дхармы и Истории: как бы истории из жизни Будды, но за которыми не чувствуется мудрости и зова Благословенного... а часто просто идет помесь буддизма и индуизма (и совершенно против духа исторического буддизма – а об реальном буддизме в наше время мы уже можем судить от самих же великих авторитетных лам). Рассказы о Будде в изложении Е. Рерих, конечно, исключительно интересно и красиво, но как художественное произведение, но не с позиции буддизма и йоги. Изучать буддизм по произведениям Е. Рерих – это не правильный подход к буддизму и об этом, конечно, легко выяснить у компетентных буддистов...

***

В этом посте привел тексты Гуру Римпоче... На душе не спокойно по этому поводу: на одном из текстов даже стоит 4 знака самаи (обычно три...) Нельзя публично обсуждать и использовать в общении тексты из Ваджраяны... (хотя этот текст свободно опубликован, и сейчас в продаже и свободном доступе многие книги отмеченные знаком самаи...) Это большой грех... Также неправильно разубеждать и настаивать в общении с людьми не-буддийских воззрений (не соблюдающих или нарушающих буддийские нормы)... Я снова нарушаю самаи...

Предупреждение: эти тексты содержат множество понятий (ум, божества, учения и т.д) и сами понятия и весь текст в целом без серьезного знакомства с высшими учениями и устных наставлений учителя – ламы не может быть правильно понят читающим, а вероятнее всего может породить искажения в понятиях. Я же их привел, чтобы авторитетно подтвердить об особой сложности йоговских явлений.

***

У меня в комнате находится изображение Николая Рериха, и для меня очень дорого и близко, все что связано с семьей и трудами Рерихов, но уважая великих, тем не менее нельзя скрывать серьезные проблемы, связанные с практикой йоги по Учению А.Й., тем более что это может иметь серьезное значение для духовного и физического здоровья людей. Не сомневаюсь, что в наше время не были бы сделаны подобные ошибки, но в то время уж слишком мало было серьезной информации о буддизме и йоге...

Предложение: не замыкаться на Теософии и Агни-Йоги, активнее и серьезнее отнестисть к возможностям общаться и учиться у признанных великих учителей тибетской и индусской йоги в наше время!

Принцип буддийской йоги: учиться у многих традиций и учителей – больше лучше, но соблюдать гуру-йогу и хранить ежедневно самаи и основную практику. Всегда, для любого буддиста, можно добавить передачу и знакомство с любой авторитетной буддийской традицией: будь-то Тибетская, Непальская, Шамбалисткая или иная другая... (а при большом желании: и с не-буддийской, но не нарушая буддийские обеты и самаи...)

***

Намо Великим Учителям – Основателям Теософии!


----------

В буддизме принято учиться только по авторитетным источникам: у лам, читая книги лам, классические основополагающие труды буддизма...


Ответить   
  1. Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 07/02/2005 11:22
    1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Михаил (_P) от 07/02/2005 16:21
      1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 07/02/2005 16:52
        1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Михаил (_P) от 08/02/2005 06:47
          1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 09/02/2005 09:59
            1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Михаил (_P) от 09/02/2005 14:50
              1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 09/02/2005 16:18
                1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Георгий от 09/02/2005 16:40
                2. грани - sova от 09/02/2005 20:46
                  1. Re: грани - Aлександр Г. от 14/02/2005 10:43
              2. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 14/02/2005 10:38
                1. Грани АЙ - Сергей Мельников от 14/02/2005 10:56
                2. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Михаил (_P) от 14/02/2005 14:32
        2. Дополняя Михаила - Сергей Мельников от 08/02/2005 09:41
          1. Re: Дополняя Михаила - Aлександр Г. от 09/02/2005 10:02
    2. Небольшой комментарий Re:Критический взгляд. - Сергей Мельников от 08/02/2005 09:38
      1. Re: Небольшой комментарий Re:Критический взгляд. - Aлександр Г. от 09/02/2005 10:31
        1. Re: Небольшой комментарий - Сергей Мельников от 09/02/2005 13:12
          1. Re: Небольшой комментарий - Aлександр Г. от 09/02/2005 15:49
    3. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - sova от 08/02/2005 22:04
      1. Re: Особое мнение. Критический взгляд. - Aлександр Г. от 09/02/2005 10:46

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.