Здравствуйте!
>Я не говорил о миссионерстве в христианском понимании этого слова. Этот термин имеет более широкое значение (Словарь иностранных слов: "Миссионерство - способ распространения религии среди населения с иным вероисповеданием"). Организация для этого не требуется.
Хорошо, спасибо, согласен - наверное, можно сказать, что буддизм, в какой-то мере, занимается ненасильственным миссионерством. И, на мой взгляд, такое миссионерство (без навязывания) не является предосудительным. С другой стороны, многие буддийские учителя рекомендуют оставаться людям в своей традиции, так как, по их мнению, это будет для них во-многих случаях более полезно. И если, например, многие буддисты воспринимают Христа как бодхисаттву, то это вполне понятно. Тут видимо, дело еще в том, что часто не только слово Будды считается истинным, но и любое истинное слово - словом Будды. По поводу Хинаяны, к сожалению, не владею информацией.
--------------------- Теперь по поводу взаимоотношений учитель-ученик. Например, вот цитата из труда Цонкапы "Ламрим Ченмо":
Необходимо слушаться Учителя, но если почитаемый Учитель поведёт нас по неправильному пути или велит сделать что-то, противоречащее Трём Обетам, нужно ведь будет слушаться?! По этому поводу в "Виная-сутре" сказано: "Если скажет [делать] неправедное, откажись".
И в "Облаке драгоценностей" говорится:
"В благом следуйте ему, а в неблагом перечьте"
Поэтому [в том случае] не надо слушать его указаний. В двенадцатой джатаке ясно [показано], что не следует совершать недостойное. Однако нельзя на этом основании быть непочтительным к [Благому Другу], презирать, порицать его и т.п. Поэтому и говорится в "Пятидесяти [строфах] об Учителе":
"Если достойным образом не можешь веление исполнить, - объясни причину".
То есть, [лишь] хорошенько оправдавшись, [можно] не выполнять [наказ].
>В тибетском буддизме ученик дает (на известной ступени) обет полного послушания учителю, который воспринимается как носитель линии передачи традиции; никакой речи о выборе нет.
Честно говоря, не в курсе про такой обет. Возможно, что в некоторых высших практиках ситуация может смещаться в сторону большего доверия к мнению квалифицированного учителя, но подход, насколько понимаю, остается таким же, без сверхзависимости от учителя. Вот еще из книги Далай-Ламы "Мир тибетского буддизма":
В “Пятидесяти строфах почитания учителя”, тексте, определяющем правильное отношение к учителю в контексте Тантр высшей йоги, говорится, что, если ты не можешь выполнить указание учителя, ты должен прямо объяснить это учителю. Такая установка очень хорошо согласуется с общим духом буддийского пути. В сутрах Будда сам объяснял, что любое указание учителя следует исполнять, если оно согласуется с добродетелью. Однако если оно противоречит добродетели, даже указание вашего гуру выполнять не следует. В Винае также Он устанавливает, что, если совет гуру противоречит Дхарме, вы обязаны объяснить, что это неправильно. Если ученики откровенно указывают учителю на ошибки, объясняя любую ошибку его действий, - это, в действительности, только поможет учителю скорректировать своё поведение и исправить ошибочные поступки. Вот почему я об этом говорю. Я и к себе применяю эти принципы. Тибетцам и другим я всегда напоминаю, что, если в том, чему я учу, они видят что-то полезное, - пусть используют в своей жизни, а то, что ни полезно, ни благо, - пусть оставят.
С наулучшими пожеланиями, Сергей.
|