Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма

22/01/2005 20:50

Сергей Мальцев
Ответ на   Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма

Здравствуйте!

>Я не говорил о миссионерстве в христианском понимании этого слова. Этот термин имеет более широкое значение (Словарь иностранных слов: "Миссионерство - способ распространения религии среди населения с иным вероисповеданием"). Организация для этого не требуется.

Хорошо, спасибо, согласен - наверное, можно сказать, что буддизм, в какой-то мере, занимается ненасильственным миссионерством. И, на мой взгляд, такое миссионерство (без навязывания) не является предосудительным. С другой стороны, многие буддийские учителя рекомендуют оставаться людям в своей традиции, так как, по их мнению, это будет для них во-многих случаях более полезно. И если, например, многие буддисты воспринимают Христа как бодхисаттву, то это вполне понятно. Тут видимо, дело еще в том, что часто не только слово Будды считается истинным, но и любое истинное слово - словом Будды. По поводу Хинаяны, к сожалению, не владею информацией.

---------------------
Теперь по поводу взаимоотношений учитель-ученик. Например, вот цитата из труда Цонкапы "Ламрим Ченмо":

Необходимо слушаться Учителя, но если почитаемый Учитель поведёт нас по неправильному пути или велит сделать что-то, противоречащее Трём Обетам, нужно ведь будет слушаться?! По этому поводу в "Виная-сутре" сказано: "Если скажет [делать] неправедное, откажись".

И в "Облаке драгоценностей" говорится:

"В благом следуйте ему, а в неблагом перечьте"

Поэтому [в том случае] не надо слушать его указаний. В двенадцатой джатаке ясно [показано], что не следует совершать недостойное. Однако нельзя на этом основании быть непочтительным к [Благому Другу], презирать, порицать его и т.п. Поэтому и говорится в "Пятидесяти [строфах] об Учителе":

"Если достойным образом не можешь веление исполнить, - объясни причину".

То есть, [лишь] хорошенько оправдавшись, [можно] не выполнять [наказ].


>В тибетском буддизме ученик дает (на известной ступени) обет полного послушания учителю, который воспринимается как носитель линии передачи традиции; никакой речи о выборе нет.

Честно говоря, не в курсе про такой обет. Возможно, что в некоторых высших практиках ситуация может смещаться в сторону большего доверия к мнению квалифицированного учителя, но подход, насколько понимаю, остается таким же, без сверхзависимости от учителя. Вот еще из книги Далай-Ламы "Мир тибетского буддизма":

В “Пятидесяти строфах почитания учителя”, тексте, определяющем правильное отношение к учителю в контексте Тантр высшей йоги, говорится, что, если ты не можешь выполнить указание учителя, ты должен прямо объяснить это учителю. Такая установка очень хорошо согласуется с общим духом буддийского пути. В сутрах Будда сам объяснял, что любое указание учителя следует исполнять, если оно согласуется с добродетелью. Однако если оно противоречит добродетели, даже указание вашего гуру выполнять не следует. В Винае также Он устанавливает, что, если совет гуру противоречит Дхарме, вы обязаны объяснить, что это неправильно. Если ученики откровенно указывают учителю на ошибки, объясняя любую ошибку его действий, - это, в действительности, только поможет учителю скорректировать своё поведение и исправить ошибочные поступки. Вот почему я об этом говорю. Я и к себе применяю эти принципы. Тибетцам и другим я всегда напоминаю, что, если в том, чему я учу, они видят что-то полезное, - пусть используют в своей жизни, а то, что ни полезно, ни благо, - пусть оставят.

С наулучшими пожеланиями,
Сергей.

Ответить   
  1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 22/01/2005 20:50
    1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Anonymous от 24/01/2005 00:19
      1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 24/01/2005 19:19
        1. Завидное постоянство - Владимир Чернявский от 25/01/2005 05:01
          1. Re: Завидное постоянство - Сергей Мальцев от 25/01/2005 06:14
            1. Re: Завидное постоянство - Владимир Чернявский от 25/01/2005 07:46
              1. Re: Завидное постоянство - Rodnoy от 25/01/2005 09:08
                1. Re: Распознавание проекций - Владимир Чернявский от 25/01/2005 09:51
                  1. о распознавании... - Rodnoy от 25/01/2005 23:28
                    1. Re: о распознавании... - Владимир Чернявский от 26/01/2005 12:12
                      1. о критерии... - Rodnoy от 27/01/2005 08:06
                        1. Re: о критерии... - Владимир Чернявский от 27/01/2005 17:35
                          1. Re: о критерии... - sova от 27/01/2005 22:09
                            1. Re: о методе - Владимир Чернявский от 28/01/2005 07:59
                              1. Re: о методе - sova от 29/01/2005 00:45
                                1. Re: о методе - Владимир Чернявский от 29/01/2005 13:04
                                  1. проецирование и интерпретация - sova от 29/01/2005 17:42
                                    1. Re: проецирование и интерпретация - Владимир Чернявский от 29/01/2005 18:08
                                      1. Re: проецирование и интерпретация - sova от 29/01/2005 18:36
                                        1. Re: проецирование и интерпретация - Владимир Чернявский от 29/01/2005 19:40
              2. Re: Завидное постоянство - Сергей Мальцев от 25/01/2005 09:10
                1. от текста к толкованию - Владимир Чернявский от 25/01/2005 09:53
                  1. Re: от текста к толкованию - Сергей Мальцев от 25/01/2005 13:28
                    1. Re: от текста к толкованию - Владимир Чернявский от 25/01/2005 13:44
                    2. Re: от текста к толкованию - Anonymous от 25/01/2005 20:00
                      1. Re: от текста к толкованию - sova от 25/01/2005 21:07
                      2. Re: от текста к толкованию - Сергей Мальцев от 25/01/2005 22:15

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.