Уважаемый Сергей,
1) Я не говорил о миссионерстве в христианском понимании этого слова. Этот термин имеет более широкое значение (Словарь иностранных слов: "Миссионерство - способ распространения религии среди населения с иным вероисповеданием"). Организация для этого не требуется.
По преданию, Христос послал апостолов в разные части света для распространения его вести.
"Основывая свои общины, Будда стремился создать наилучшие условия для тех, кто твердо решил работать над расширением своего сознания для достижения высшего знания, и затем посылал их в жизнь учителями жизни и провозвестниками мировой общины." (Е. И. Рерих. Основы буддизма)
Царь Ашока из династии Маурьев, уверовав в буддизм, активно распространял дхарму в Индии и за ее пределами.
Надо ли напоминать, что Бодхидхарма принес буддизм в Китай, а Падмасамбхава - в Тибет? "Благодаря усилиям и учениям великого Махагуру Падмасамбхавы, в начале 8 века буддизм начал распространяться в Тибете."
"В начале XIII века в Тибет вторгается армия Чингисхана. Хотя монголы легко завоевывают ослабленный междоусобными войнами Тибет, однако, они не находят там не только каких-либо сокровищ, но даже и пищи для своих лошадей и воинов. Победоносная монгольская армия потеряла в Тибете тысячи своих солдат без всяких сражений: голод и холод косили захватчиков надежнее всякого оружия. И в тот момент, когда монголы готовы были покинуть Тибет, мудрые тибетцы предложили им свои истинные сокровища - Учителей-лам. За всю историю человечества это, пожалуй, единственный случай, когда покоренное государство платит дань не золотом или имуществом, а учеными монахами!
Прошло совсем немного времени, и побежденные стали победителями: монголы не только приняли буддизм Ваджраяны, но и стали главными покровителями и "спонсорами" Тибета. О влиянии тибетских Учителей на монголов говорит следующий факт: великий монгольский хан Хубилай (1260-1294), основатель императорской династии Юань в Китае (1280-1368), провозгласил тибетского патриарха Школы Сакья-па - Пагба-ламу своим духовным учителем и "дядей", а себя, соответственно, - учеником и "племянником". Храмы Ваджраяны воздвигались по всему Китаю, в том числе и в его новой столице - Пекине. Опираясь на поддержку монголов, Учителя Ваджраяны начали активное распространение Дхармы везде, где ступали копыта лохматых монгольских коней. Буддийские храмы, сначала в виде передвижных юрт, а затем и в виде стационарных строений появились за тысячи километров от Тибета - от Амура до Дона. Бронзовые буддийские статуэтки с классической ваджраянской символикой найдены даже на территории Восточной Украины!
К чести тибетских Учителей, они никогда не пользовались военной силой монголов для насильственного обращения других народов "в свою веру". Буряты, тувинцы, алтайцы, калмыки приняли Учение Будды добровольно, покоренные не грубой силой, а мудростью и милосердием Дхармы. Более того, когда хан Хубилай обратился к сакьяпинским ламам с предложением "навести порядок" в буддизме, оставив только одну Школу Са-кья. Учителя выступили с решительным протестом, ценя индивидуальность и накопленную веками мудрость других традиций."
"Чогьял Тердаг Лингпа ушел в Паринирвану в 1714 году. В 1717 году Джунгарские Монголы вторглись в Тибет и начали разрушать монастыри. Находясь в Центральном Тибете, Миндолинг был удобной мишенью для этого и для других вторжений. Монголы стерли с лица земли монастырь и убили Лочен Дхармашри и Пема Гьюрме Гьяцо, старшего сына Тердаг Лингпы. Младшему сыну, Гьялсе Ринчен Намгьялу удалось бежать в Кхам, благодаря помощи семьи Кочен Ринпоче. Джецун Мингъюр Палдрон также бежала в Сикким, где проживала и давала учения в течение 2-х лет, поворачивая колесо Дхармы для многих счастливых людей, прочно заложив фундамент Дхармы в Сиккиме. Мингъюр Палдрон также основала там монастырь Пема Янгце. После того, как монголы покинули Тибет, Джецун Мингъюр Палдрон, которой было 20 лет отроду и ее младший брат Ринчен Намгъял, вернулись в Миндолинг. Он лежал в руинах. Вместе, они благодаря своим неустанным усилиям, выстроили монастырь и восстановили сангху, снова превратив Миндолинг в центр [!] обучения и распространения Дхармы."
А как насчет мощной волны тибетских лам, хлынувшей на Запад, начиная с конца 60-х годов?
Кажется (поправьте меня, если я ошибаюсь), единственная школа буддизма, которая не заботится о распространении дхармы - Хинаяна.
2) "Во-вторых, по поводу недостойного поведения некоторых лам - ученик ведь тоже должен голову на плечах иметь. Более того, традиционно, практически всегда ученик не должен выполнять не соотвествующие (с его точки зрения) духу Дхармы указания учителя."
Откуда вы взяли эти сведения (книга Берзина мне недоступна)? В тибетском буддизме ученик дает (на известной ступени) обет полного послушания учителю, который воспринимается как носитель линии передачи традиции; никакой речи о выборе нет. При желания могу привести необходимые цитаты. Вот одна:
"В Дзогчене самое важное учение — это Гуру-йога. Гуру значит "учитель" — учитель передает знание и понимание, а передача в Дзогчене считается самым главным. Главное — не то, как мы представляем себе божество, произносим мантру или выполняем пуджу. В Дзогчене учитель передает, как обнаружить истинную природу каждого человека. Он передает это ученику, и, когда мы получаем передачу и обнаруживаем свою истинную природу, то это еще и состояние гуру, или учителя. А когда мы стараемся оказаться в то же состоянии, то это и есть Гуру-йога. " Hамхай Hорбу Ринпоче. ГУРУ-ЙОГА
|