Как же последователь «Агни-Йоги» сможет защититься от мар (ложных и выдающихся тонких созданий)? Просто не впасть в поверхностный психизм. Реальный буддизм позволяет решить эту проблему с помощью реальной и живой Традиции и Учителя (а также с помощью самого Учения Дхармы). Но в Агни – Йоге где точка опоры?
Земных Учителей на всех просто нет/не хватит в природе, Агни Йога дана в массы да еще в расчете на западную цивилизацию с учетом современной ситуации (развитие науки, цивилизации). Поэтому способы распространения и практикования (если можно так выразиться) отличаются от традиционных Учений ("положите Учение на перепутье", практика в самой обычной жизни и так, чтобы это не было заметно окружающим (внешне-незаметная дисциплина) и т.д.). Наверно можно сказать, что подразумевается большая или бОльшая самостоятельность людей, чем раньше или то, что учениками становится большое количество людей и каждый чему-то учит другого.
Конечно, в серьезных случаях будет/есть или земной Учитель или/и Надземный.
Что до защиты от мар (заблуждений, омрачений и т.д.), то, как уже писали, в А.Й. рекомендуется укреплять внутренюю связь с Учителем, давшим Учение, а также учиться слышать голос своего Высшего "Я". Последний часто проявляется в виде обычной совести. Дабы не перепутать голос Учителя и Высшего "Я" с кем-то другим предполагается очищение и утончение восприятия через утверждение определенных "качеств духа", таких, например, как равновесие, спокойствие, любовь и сострадание к ближнему и ко всему живому на практике, не уходя от обычной жизни.
Под голосом Учителя подразумевается не (всегда) голос звучащий прямо в сознании, но внутреннее ощущение присутствия/близости Учителя, знаки, которые Он посылает в ответ на вопросы и которые еще надо усмотреть. Это незримое руководство доступно всем людям, относительно независимо от духовного уровня и наверно роднит А.Й. с христианством, в котором есть практика обращений/молитв к Христу и Святым. Может быть это сложно понять, но на практике, если обращаться искренне и "не механически" это работает, если быть внимательным и чутким к происходящему внутри и вовне.
не вижу и серьезной йоговской традиции, опирающуюся на мудрость и опыт реализованных и просветленных Учителей (по восточным буддийским понятиям).
А.Й. появилась относительно недавно, поэтому говорить о сформировавшейся традиции, да еще в "стандартном виде" вряд ли возможно. Тем не менее, если внимательно читать тексты видно, что А.Й. использует синтез Учений, а не опирается на какое-то одно, поэтому, думаю, нельзя считать ее продолжением буддизма, христианства и т.д. по отдельности, но только в синтезе.
При отсутствии в наше время серьезной йоговской традиции в Агни-Йоге, повидимому, нельзя обоснованно (то есть с опорой на опыт и мудрость просветленных и реализованных) подтвердить даже само определение и значение йоговских достижений Елены Ивановны Рерих...
Все новое часто сильно отличается от старого, поэтому нужно искать соответствия не в букве предыдущих Учений, а в их Духе. Что до йоговских достижений, то опять же, смотря в каком смысле их понимать (феномены, сиддхи или что-то другое?). Думаю, в текстах многое есть и каждый решает сам нужны ли ему доказательства и какие. К Учениям приходит каждый сам по созвучию, но не в результате доказательств, которые иногда могут являться просто миссионерством. |