Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма

20/01/2005 23:59

Сергей Мальцев
Ответ на   Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма

Александр, добрый день!

На "Буддийском форуме" ответить не могу, так как там вхожу в категорию "Участников", которым запрещено постить в открытые темы на "Межбуддийском форуме". Постараюсь хотя бы частично ответить здесь.

На мой взгляд, в Агни-Йоге есть достаточно много элементов махаянского буддизма, но, также, многие моменты значительно затемнены (например, "теория пустоты"). Поэтому, на мой взгляд, тексты Агни-Йоги очень символичны и нуждаются в грамотном толковании для адекватного понимания. Если не подходить формально, мне кажется, Агни-Йога в чем-то представляет собой как-бы расширение многих буддийских идей на другие религиозные традиции и социальную сферу. Т.е., на мой взгляд, полезной чертой этого учения могут быть именно подмеченные параллели между различными традициями и идеи по адаптации буддизма к современной жизни. Рерихи имели тантрические посвящения и писали о большом значении учения Калачакры. Можно сделать предположение, что этот интерес к Калачакре обусловлен возможно имевшими место контактами с представителями школы Джонанг-па. Относительно теософии есть ряд работ Дэвида Рейгла - например, Theosophy in Tibet: The Teachings of the Jonangpa School. Потом, Рерихи занимались политикой (хотели построить государство в Сибири, живущее по принципам Агни-Йоги). Видимо, отсюда и письмо Махатм Ленину, составленное с определенной целью.

3. Отсюда вытекает цель: освобождение (нирвана) в Тхераваде или достижение состояния Будды для освобождения всех живых существ (путь бодхисаттвы) -- в Махаяне.

и Да, и под вопросом - объяснение: как следствие пункта 1. Не исключаю, что Рерихи этот пункт понимали недостаточно хорошо: некоторые идеи о нирване - слиянии с Высшими "Космократорами" довольно личностны и возможно, далеки от буддизма.


Мне кажется, Агни-Йога подразумевает махаянский путь. Причем, на мой взгляд, понимание этого пути похоже на предложенное в предисловии к книге "Джатаки" А.Парибком и В.Эрманом:

"Так называемую (и, надо сказать, называемую весьма огрубленно) "первую благородную истину о страдании" следует на деле толковать вовсе не как унылую мысль, что все де или почти все почти все в мире на самом деле плохо (пусть так и понимали Будду в Европе весьма многие, начиная с Шопенгауэра), но как призыв никогда не останавливаться на достигнутом и стремиться к беспредельному и невообразимому."

Данная трактовка, по-моему, перекликается с идеей Дао (следования некоему правильному порядку вещей) и, таким образом, претендует на универсальность.

9. Обязательность принятия прибежища в Трех Драгоценностях (Будде, Дхарме -- его Учении и монашеской общине -- Сангхе) как формальное "принятие" буддизма.

Нет... Мне кажется этот пункт не находит выражение...


Да, в общем, многие такие вещи там опущены - считается, что как бы не в них основной смысл.

Нет... мне вообще не известно ни одного монаха в традиции Агни-Йоги...

Таких определенных обетов, как в буддизме, нет - с другой стороны, есть некий "кодекс чести", которого человек должен стараться придерживаться. Можно ли это считать особой формой монашества, мне кажется, зависит от определения этого термина.

В «Агни-Йоге» много и постоянно говориться об Учителе, но подразумевается всегда, что это внутренний и мистический Учитель...

По-моему, не всегда это внутренний Учитель. Кстати, если не ошибаюсь, идея внутреннего Учителя и в буддийской традиции тоже есть.

Найти в Агни-Йоге тему о медитации крайне сложно, -- просмотрел – пролистал около десятка книг
Серии: не встретил этого понятия. Это не важное понятие в Агни-Йоге, как можно очевидно понять.


Там проводится такая идея, что медитировать можно походу дела (т.е. не уединяясь, в жизни) и достигать похожих целей - изменения сознания в лучшую сторону.

Как же последователь «Агни-Йоги» сможет защититься от мар (ложных и выдающихся тонких созданий)? Просто не впасть в поверхностный психизм. Реальный буддизм позволяет решить эту проблему с помощью реальной и живой Традиции и Учителя (а также с помощью самого Учения Дхармы). Но в Агни – Йоге где точка опоры? Как не вижу и серьезной йоговской традиции, опирающуюся на мудрость и опыт реализованных и просветленных Учителей (по восточным буддийским понятиям). При отсутствии в наше время серьезной йоговской традиции в Агни-Йоге, повидимому, нельзя обоснованно (то есть с опорой на опыт и мудрость просветленных и реализованных) подтвердить даже само определение и значение йоговских достижений Елены Ивановны Рерих...

Вот это на самом деле серьезный вопрос. Мне кажется, выход может быть в критическом исследовании текстов Агни-Йоги на основе знания традиций перед тем как принимать те или иные положения.

С наилучшими пожеланиями,
Сергей.

Ответить   
  1. Re: Критический взгляд на Учение Рерихов с позиции буддизма - Сергей Мальцев от 20/01/2005 23:59

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.