Только что просмотрел 16-й номер газеты "Содружество", http://www.roerichs.com/Sodr/N16/n16_site.pdf . Он посвящен Святославу Рериху, который, как и следовало ожидать, хвалим в газете выше всякой меры. За сусальной позолотой не видно живого человека. Попробуем взглянуть на него без прикрас.
Он потратил много времени на настойчивые поиски своего собственного, неповторимого пути - и преуспел в этом. Юрию и Святославу было нелегко достичь этого, живя рядом с высокоодаренным и авторитарным отцом и чрезмерно эмоциональной и не менее авторитарной матерью. Поэтому в какой-то момент он принял единственно правильное решение - отделиться от родителей и жить самостоятельной жизнью, как полагается мужчине, и выбрать себе жену, не спрашивая совета родителей. (Он, вероятно, хорошо понимал, что семейная жизнь Юрия была испорчена навсегда неуместным вмешательством родителей в его брачные планы по указанию Махатмы.)
Он прожил хорошую, насыщенную жизнь, испробовав много занятий: искусство, эстетика, ботаника, выращивание лекарственных растений, участие в культурной жизни Индии... Он был незаурядной личностью и видной общественной фигурой, но, конечно, не гением и не какой-то исключительной личностью. В газете написано:
"Открывая Мемориальный музей и клуб, спикер индийского парламента Сомнатх Чаттерджи сказал, что Святослав Рерих «объединил в себе высочайший творческий потенциал талантливого живописца, просветителя и исследователя духовной самореализации» ",
и с этой оценкой вполне можно согласиться.
У Святослава были проблемы с характером, за что он заслужил немало упреков от Учителя, например:
"Хочу каждому из вас дать его неотьемлемую задачу. Если Л[юмоу] хочет испытать богатство, - пусть. Пока с Нами, оно не обожжет его. Вижу удачу, пусть запрячет грубость и ложь." (Высокий путь, том 1, стр. 255)
Наряду с упреком (насчет грубости и лжи), тут есть и заботливое желание дать Люмоу "неотьемлемую задачу". Неясно только, что имеется в виду под неотьемлемой задачей. Лучше всего, конечно, было дать Люмоу возможность самому нащупать его задачу, что он в конце конце и сделал сам; но если Учитель имел в виду определить задачу для Люмоу и дать ему эту задачу как указание, подлежащее исполнению, то это совсем другое дело, от такой заботы недолго и на стенку полезть, что, видимо, и имело место.
После смерти Елены Ивановны на Святослава легла нелегкая задача частично координировать интерпретацию Живой Этики (которой он, по-видимому, никогда всерьез не занимался, т.к. глубокого знания не обнаружил) и распорядиться так называемым "рериховским наследием". К сожалению, судя по результатам, последнюю, решающую стадию (в 90-х годах) он испортил.
В общем, он был одаренным человеком, пытавшимся сделать всё, что он мог, и сделавшим действительно немало. В Индии он оставил по себе благодарную память, и этого немало. |