На данном уровне дискуссии могут возникнуть серьезные семантические трудности.
Строго говоря, неправильно ставить капитализм и социализм в один ряд, хотя, конечно, многие так делают.
Согласно общепринятым представлениям, капитализм - экономическая система, характерными чертами которой являются частная собственность и использование рынка для распределения продукции. Другой чертой капитализма, отличающей его от предыдущих экон. систем, является использование избыточной прибыли для расширения производства или экспансии, вместо того, что тратить ее на предметы роскоши, строительство пирамид, содержание двора и т. д.
В чисто политической области различают формы правления - демократия, теократия, тоталитаризм, и т.д.
С другой стороны, социализм - идеологическая система. Идеологией называется система социально-экономических и других взглядов о надлежащем устройстве общества, о его целях и о средствах достижения этих целей. Многие идеологии включают в себя как политические, так и экономические элементы. Другими примерами идеологий являются коммунизм, анархизм, фашизм, маоизм, и т. д.
Поэтому будет правильнее сказать, что экономическая программа социализма оказалась неэффективной. Что касается его социальной программы, то она до сих пор остается привлекательной. Например, в странах Западной Евпопы, где у власти находятся социал-демократы (наиболее яркий пример - Швеция), сохраняется частная собственность, но государство осуществляет контроль (в форме высокого налогообложения, общественных проектов, и др.) для более равномерного распределения национального дохода, устранения безработицы, обеспечения мед. обслуживания, доступного для всех, и т. д.
Капитализм, будучи экономическим феноменом, не имеет твердой социально-политической программы. Он хорошо функционирует в условиях демократии, но прекрасно чувствует себя в других условиях и может подавлять демократию в других странах в своих интересах (ср. бурный рост капитализма в царской России в конце 19-начале 20-го вв., поддержку Америкой королевской власти в Саудовской Аравии, подавление Америкой демократических движений в Латинской Америке, тесное экономическое сотрудничество Америки с фашистской Германий до нападения японцев на Пирл-Харбор, и т.д.).
Кстати, так как капитализм не является идеологией, то не вполне правильно говорить о какой-либо сознательной цели, которую он ставит. Капитализм скорее функционирует согласно некоторым основным предпосылкам и имеет соответствующую внутреннюю динамику. Как камень движется по параболе не потому, что он так хочет, а подчиняясь всемирному закону тяготения, так и капитализм движется по своей траектории, подчиняясь определенному закону:
"Производство прибавочной стоимости К. Маркс определил как основной экономический закон капитализма и сформулировал его следующим образом: "Движущим мотивом и определенной целью капиталистического процесса производства является возможно большее самовозрастание капитала, т.е. возможно большее производство прибавочной стоимости, следовательно, возможно большая эксплуатация рабочей силы капиталистом" (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. т. 23, с. 342). Извлечению прибавочной стоимости, по Марксу, подчинены в конечном счете все экономические процессы капитализма." http://students.soros.karelia.ru/~korchuev/econ/osnov09.htm
Обратите внимание на то, что Маркс называет производство прибавочной стоимости "мотивом" (т. е. движущей силой) капитализма, а слово "цель" использует с оговоркой ("определенной целью ").
Маркс был прав в своей терминологии, хотя, видимо, не знал, почему: Всегда, когда налицо есть мотив, его можно в каком-то смысле интерпретировать как стремление достичь определенной цели. Например, движение брошенного камня можно описывать не только уравнением движения Ньютона, но и эквивалентно описать как такое движение, которое соответствует минимуму суммарной физической величины, называемой действием; это открывает возможность для такой интерпретации: из множества возможных траекторий камень "выбирает" такую, которая соответствует наименьшему суммарному затраченному действию.
Для полноты приведу формулировку пресловутого основного экономического закона социализма:
"...Существует ли основной экономический закон социализма? Да, существует. В чем состоят существенные черты и требования этого закона? Существенные черты и требования основного экономического закона социализма можно было бы сформулировать примерно таким образом: обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.
Следовательно: вместо обеспечения максимальных прибылей, - обеспечение максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей общества; вместо развития производства с перерывами от подъема к кризису и от кризиса к подъему, - непрерывный рост производства; вместо периодических перерывов в развитии техники, сопровождающихся разрушением производительных сил общества, - непрерывное совершенствование производства на базе высшей техники."
[И.Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. http://comm.h10.ru/books/stecsoc/c7.html ]
А вот одно мнение об этом "законе":
"Постоянный дефицит всего и вся - такова была экономическая реальность нашего "социалистического" общества. Как хорошо известно, Иосиф Виссарионович изобрел "основной экономический закон социализма". Менее известно, что Сталин, оправдывая постоянный дефицит, считал его неизбежным, закономерным явлением "социалистического общества", потому что... рост потребностей обгоняет рост производства (как будто на Западе нет роста потребностей, но что-то не слышно о постоянном дефиците). Получается, что именно постоянный дефицит - истинный "основной экономический закон социализма"." http://www.yabloko.ru/koi/News/Npaper/29_99/5p.html |