Почему-то от Будды до Гитлера мостов не дано, а вот Ленин в формуле есть. Почему?
Видимо, взгляды Рерихов на большевизм и Ленина со временем менялись: cначала они явно выступали против большевизма, потом некоторое время позитивно относились к Ленину (когда пытались реализовывать свой план по построению госудрства в Сибири), а после того, как план осуществить не удалось - снова стали негативно к нему относиться. И работа "Основы буддизма" относится как раз к периоду позитивного отношения к Ленину.
Вот что пишет В.А.Росов в своей книге "Николай Рерих - вестник Звенигорода":
"Николай Константинович находит политически верный мотив: «Будда строил коммунистические общежития, а Христос проповедовал коммунистический строй» [там же]. В несколько лет курс на поддержку белогвардейцев сменился на противоположный. Из откровенного врага Советов Рерих превратился в большого друга Москвы. Биография Рерихов полна историческими метаморфозами. В 1919 году Николай Константинович состоял секретарем Комитета Скандинавского общества помощи Российскому воину. Этот Комитет финансировал Белую армию, точнее, русские армейские части, рассеянные в Финляндии. Его решением (за подписью Рериха) в мае 19-го была ассигнована сумма в 15 тысяч финских марок вождю антибольшевистского движения на северо-западе генералу Юденичу [5], занятому подготовкой военного похода на Петроград. Оказавшись летом того же года в Лондоне, художник вступил в Русско-Британское Братство, созданное вскоре после Февральской революции 1917-го, почетным президентом которого являлся Ллойд Джордж. Н.К.Рерих значился в списках Братства под номером 36 (всего 150 членов). В течение полутора лет он жил в Англии, готовился к поездке в Индию и... «занимался пропагандистской деятельностью в поддержку интервенции» [6]. Так, 22 июля 1919 года состоялось его выступление с докладом «Русский вопрос в Финляндии и Швеции». На основе Братства образовался Русско-Британский Комитет помощи беженцам. При нем работала женская секция из жен членов Братства, которая сосредоточилась на благотворительной деятельности, на сборе пожертвований для русских эмигрантов и отсылке одежды и медикаментов солдатам Белых армий на севере России. Активной участницей женской секции являлась Е.И.Рерих [там же]. По-видимому, именно эти патриотические настроения подвигнули Елену Ивановну (даже в конце 1921 года, когда последние рубежи белого сопротивления пали на Дальнем Востоке) к раздумьям, не принять ли ее сыну Юрию участие в Добровольческом движении [7]. По утверждению востоковеда Денисона Росса, учителя молодого Рериха по Кембриджу, в его «антибольшевистских настроениях не могло быть никаких сомнений» [8].
Яркая антибольшевистская страница в жизни Рериха-старшего вписана благодаря дружбе с Леонидом Андреевым. Николай Константинович оказался напрямую причастным к написанию знаменитой статьи Андреева «S.O.S.», опубликованной во многих странах Запада отдельной брошюрой. В ней содержался страстный призыв к бывшим союзникам России спасти ее от большевиков. Предшествовали этой статье встречи друзей, с осени 1918-го Рерих активно поощрял желание писателя «вернуться к творческой и публицистической деятельности и, в частности, возобновить начатую им еще в 1917 статьями в "Русской Воле" пропагандистскую борьбу с большевиками» [9]. (В этот период Андреев работает также над романом «Дневник Сатаны», в котором отпечатался кровавый след русской революции). В феврале 1919-го Рерих сделал несколько эскизов к обложке брошюры. Художник предложил «Всадника помощи», что вполне соответствовало названию «S.O.S.» (Спасите наши души), и «Град обреченный», но писатель остановился на рисунке «Меч мужества». Скандинавский Комитет наметил, с подачи Рериха, 10 тысяч марок на «первое издание» андреевской книжки. Через два года Николай Константинович, оценивая посмертно роль Леонида Андреева как писателя, в статье, посвященной его памяти, подчеркивал, что он горел священною мыслью «раскрыть человечеству весь ужас большевизма» [10]. Казалось, такая неприязнь к Советской власти сохранится на века. Прошло еще несколько лет, и всё совершенно изменилось. В Дарджилинге в мае 1924-го Е.И.Рерих записала в свой дневник, что ее мужу и сыну Юрию предстоит отправиться в Москву на переговоры с коммунистами. Итак, Рерих поворачивается лицом к Красной Москве. Неожиданно для него самого большевики оказываются в разряде идеологических союзников. "
"...незадолго до Тибетской экспедиции в Урге была опубликована книга Е.И.Рерих «Основы буддизма» (1927) на русском и, позже, английском языках. Она появилась буквально вослед выступившему каравану. Этот труд написан с отступлением от общепринятых представлений о буддизме, он является своего рода программой реформации буддизма. «Основы» открывались предисловием, в котором уже самые первые слова опрокидывали устоявшиеся буддийские каноны: «Великий Готама дал миру законченное учение коммунизма». И далее: «Современное понимание общины дает прекрасный мост от Будды Готамы до Ленина»."
"В личной библиотеке Луначарского, которая частично хранится в настоящий момент в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва), оказались рериховские издания, вышедшие в 1920-х годах, в том числе редкая книга «Община» (напечатана во Внешней Монголии). В этой монгольской «Общине» воздается хвала Новой Стране и ее великому вождю Ленину. В начале 1927 года – книга как раз была издана в Урге – Рерихи еще питали надежды на сотрудничество с коммунистами. Они верили, что Мировой план осуществится при поддержке Советов. Но со временем надвинулась очевидность провала миссии в Москву, ее полная безрезультатность, и в 1930-е годы появилось новое, рижское издание «Общины». В ней уже не было ни единого слова о «русском Махатме». "
В общем, видимо, Рерихи в какой-то промежуток времени позитивно относились к Ленину, так как, вероятно, с одной стороны это было связано с их планом построения государства в Сибири, с другой - возможно, привлекли внимание декларативные заявления большевиков. Вот такие дела...
|