16-05-1319   -   День рождения Сергия Радонежского             
 Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: Дополню Романа

21/08/2004 18:18

Сергей Мальцев
Ответ на   Дополню Романа

Почему-то от Будды до Гитлера мостов не дано, а вот Ленин в формуле есть. Почему?

Видимо, взгляды Рерихов на большевизм и Ленина со временем менялись: cначала они явно выступали против большевизма, потом некоторое время позитивно относились к Ленину (когда пытались реализовывать свой план по построению госудрства в Сибири), а после того, как план осуществить не удалось - снова стали негативно к нему относиться. И работа "Основы буддизма" относится как раз к периоду позитивного отношения к Ленину.

Вот что пишет В.А.Росов в своей книге "Николай Рерих - вестник Звенигорода":

"Николай Константинович находит политически верный мотив: «Будда строил коммунистические общежития, а Христос проповедовал коммунистический строй» [там же]. В несколько лет курс на поддержку белогвардейцев сменился на противоположный. Из откровенного врага Советов Рерих превратился в большого друга Москвы.
Биография Рерихов полна историческими метаморфозами. В 1919 году Николай Константинович состоял секретарем Комитета Скандинавского общества помощи Российскому воину. Этот Комитет финансировал Белую армию, точнее, русские армейские части, рассеянные в Финляндии. Его решением (за подписью Рериха) в мае 19-го была ассигнована сумма в 15 тысяч финских марок вождю антибольшевистского движения на северо-западе генералу Юденичу [5], занятому подготовкой военного похода на Петроград. Оказавшись летом того же года в Лондоне, художник вступил в Русско-Британское Братство, созданное вскоре после Февральской революции 1917-го, почетным президентом которого являлся Ллойд Джордж. Н.К.Рерих значился в списках Братства под номером 36 (всего 150 членов). В течение полутора лет он жил в Англии, готовился к поездке в Индию и... «занимался пропагандистской деятельностью в поддержку интервенции» [6]. Так, 22 июля 1919 года состоялось его выступление с докладом «Русский вопрос в Финляндии и Швеции». На основе Братства образовался Русско-Британский Комитет помощи беженцам. При нем работала женская секция из жен членов Братства, которая сосредоточилась на благотворительной деятельности, на сборе пожертвований для русских эмигрантов и отсылке одежды и медикаментов солдатам Белых армий на севере России. Активной участницей женской секции являлась Е.И.Рерих [там же]. По-видимому, именно эти патриотические настроения подвигнули Елену Ивановну (даже в конце 1921 года, когда последние рубежи белого сопротивления пали на Дальнем Востоке) к раздумьям, не принять ли ее сыну Юрию участие в Добровольческом движении [7]. По утверждению востоковеда Денисона Росса, учителя молодого Рериха по Кембриджу, в его «антибольшевистских настроениях не могло быть никаких сомнений» [8].

Яркая антибольшевистская страница в жизни Рериха-старшего вписана благодаря дружбе с Леонидом Андреевым. Николай Константинович оказался напрямую причастным к написанию знаменитой статьи Андреева «S.O.S.», опубликованной во многих странах Запада отдельной брошюрой. В ней содержался страстный призыв к бывшим союзникам России спасти ее от большевиков. Предшествовали этой статье встречи друзей, с осени 1918-го Рерих активно поощрял желание писателя «вернуться к творческой и публицистической деятельности и, в частности, возобновить начатую им еще в 1917 статьями в "Русской Воле" пропагандистскую борьбу с большевиками» [9]. (В этот период Андреев работает также над романом «Дневник Сатаны», в котором отпечатался кровавый след русской революции). В феврале 1919-го Рерих сделал несколько эскизов к обложке брошюры. Художник предложил «Всадника помощи», что вполне соответствовало названию «S.O.S.» (Спасите наши души), и «Град обреченный», но писатель остановился на рисунке «Меч мужества». Скандинавский Комитет наметил, с подачи Рериха, 10 тысяч марок на «первое издание» андреевской книжки. Через два года Николай Константинович, оценивая посмертно роль Леонида Андреева как писателя, в статье, посвященной его памяти, подчеркивал, что он горел священною мыслью «раскрыть человечеству весь ужас большевизма» [10].
Казалось, такая неприязнь к Советской власти сохранится на века. Прошло еще несколько лет, и всё совершенно изменилось. В Дарджилинге в мае 1924-го Е.И.Рерих записала в свой дневник, что ее мужу и сыну Юрию предстоит отправиться в Москву на переговоры с коммунистами. Итак, Рерих поворачивается лицом к Красной Москве. Неожиданно для него самого большевики оказываются в разряде идеологических союзников. "

"...незадолго до Тибетской экспедиции в Урге была опубликована книга Е.И.Рерих «Основы буддизма» (1927) на русском и, позже, английском языках. Она появилась буквально вослед выступившему каравану. Этот труд написан с отступлением от общепринятых представлений о буддизме, он является своего рода программой реформации буддизма. «Основы» открывались предисловием, в котором уже самые первые слова опрокидывали устоявшиеся буддийские каноны: «Великий Готама дал миру законченное учение коммунизма». И далее: «Современное понимание общины дает прекрасный мост от Будды Готамы до Ленина»."

"В личной библиотеке Луначарского, которая частично хранится в настоящий момент в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва), оказались рериховские издания, вышедшие в 1920-х годах, в том числе редкая книга «Община» (напечатана во Внешней Монголии). В этой монгольской «Общине» воздается хвала Новой Стране и ее великому вождю Ленину. В начале 1927 года – книга как раз была издана в Урге – Рерихи еще питали надежды на сотрудничество с коммунистами. Они верили, что Мировой план осуществится при поддержке Советов. Но со временем надвинулась очевидность провала миссии в Москву, ее полная безрезультатность, и в 1930-е годы появилось новое, рижское издание «Общины». В ней уже не было ни единого слова о «русском Махатме». "

В общем, видимо, Рерихи в какой-то промежуток времени позитивно относились к Ленину, так как, вероятно, с одной стороны это было связано с их планом построения государства в Сибири, с другой - возможно, привлекли внимание декларативные заявления большевиков. Вот такие дела...


Ответить   
  1. Re: Дополню Романа - Сергей Мальцев от 21/08/2004 18:18
    1. Re: Дополню Романа - Yury F. от 21/08/2004 19:21
      1. Re: Дополню Романа - Сергей Мальцев от 21/08/2004 20:12
        1. Re: Дополню - Yury F. от 21/08/2004 22:07
          1. Re: Дополню - Сергей Мальцев от 22/08/2004 16:43
            1. Re: Дополню - Yury F. от 22/08/2004 19:34
              1. Re: Дополню - Сергей Мальцев от 23/08/2004 08:10
                1. Re: Дополню - Анатолий от 23/08/2004 09:35
                  1. Re: Дополню - Rodnoy от 23/08/2004 17:16
                    1. Re: Дополню - Анатолий от 23/08/2004 21:51
                      1. Re: Дополню - Rodnoy от 23/08/2004 22:41
                        1. Re: Дополню - Анатолий от 23/08/2004 23:11
                          1. Re: Дополню - Rodnoy от 23/08/2004 23:45
                          2. Re: Дополню - Rosicrucian от 24/08/2004 07:55
                        2. Re: Дополню - Анатолий от 23/08/2004 23:34
                          1. Re: Дополню - Rodnoy от 24/08/2004 00:13
                            1. Re: Дополню - Анатолий от 24/08/2004 12:47
                  2. Re: Дополню - Сергей Мальцев от 23/08/2004 17:48
                2. Re: Дополню - Yury F. от 23/08/2004 11:12
                  1. Re: Дополню - Сергей Мальцев от 24/08/2004 07:52
            2. так всё-таки кто такой Ленин? - evklid от 22/08/2004 20:58
              1. Re: так всё-таки кто такой Ленин? - Сергей Мальцев от 23/08/2004 07:08

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.