Есть много признаков того, что одним из источников большевизма было чье-то стремление насадить Агни-йогу в России и посмотреть, что из этого получится. В большевизме были многие элементы АЙ: идея общины, план эволюции, иерархия, сочетавшаяся с ощущением своебразного братства единомышленников, железная дисциплина, деление на светлых и темных, дух жертвенности, попытка совершать дела чистой энергией воли и устремления (вспомните пресловутых комиссаров и наркомов)... Было даже - правда, в зачаточной форме - устремление к дальним мирам (см. "Аэлиту" А. Толстого). Нет, публикация ургинской "Общины" была не только ловким тактическим ходом, рассчитанным на привлечение симпатий советского руководства... Однако сейчас, через сто лет после возникновения большевизма, ясно, что имплант не прижился и был отторгнут телом нации как чужеродный элемент.
Агни-Йога как вполне определенное учение появилось после большевизма, поэтому такое предположение вряд ли уместно.
Между Агни-Йогой и большевизмом действительно можно усмотреть много общего, но важно и понять различие. Как мне кажется, главное различие - в насильственном методе большевиков. Агни-Йога же отрицает насилие на духом.
"Всякая насильственность осуждена. Насильственное рабство, насильственный брак, насильственный труд возбуждают возмущение и осуждение. Но из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная община. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую." (Община, 219)
|