Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
большевики как агни-йоги?

16/10/2004 07:19

evklid

Note from evklid: Есть много признаков того, что одним из источников большевизма было чье-то
стремление насадить Агни-йогу в России и посмотреть, что из этого получится. В большевизме были многие элементы АЙ: идея общины, план эволюции, иерархия, сочетавшаяся с ощущением своебразного братства единомышленников, железная дисциплина, деление на светлых и темных, дух жертвенности, попытка совершать дела чистой энергией воли и устремления (вспомните пресловутых комиссаров и наркомов)... Было даже - правда, в зачаточной форме - устремление к дальним мирам (см. "Аэлиту" А. Толстого). Нет, публикация ургинской "Общины" была не только ловким тактическим ходом, рассчитанным на привлечение симпатий советского руководства... Однако сейчас, через сто лет после возникновения большевизма, ясно, что имплант не прижился и был отторгнут телом нации как чужеродный элемент.


источник (подчеркивания мои):
http://www.shafarevich.voskres.ru/new3.htm
И. Р. Шафаревич
Духовные основы российского кризиса ХХ века. Часть 2


Т.е. это [социализм] была психология всемогущих людей, почти полубогов, демиургов. И она была необычайно привлекательна и сладостна для тех, кто в эту элиту входил или мечтал в нее войти. Она и давала им заряд какой-то сверхчеловеческой энергии, о которой говорили некоторые современники, и некоторого отчаянного мужества. Их отношения и жизненную позицию я мог случайно представить по такому разговору. Мой учитель по математике, у которого я учился в университете, в свою очередь до революции учился с неким Шмидтом, который потом сделался известен как полярный исследователь. Но во время революции он примкнул к большевистской партии, и вошел в ленинское правительство. И вот мой учитель после Гражданской войны с ним встретился. И они проговорили целую ночь. В частности Шмидт ему сказал: "А вот вы не представляете, что значит жить три года, все время чувствуя веревку на шее". А ведь это было положение, в котором находилась вся верхушка большевистской партии. И они на это шли ради этого восторга власти, совершенно особой власти по глубине, ни с какой из ранее существовавших не сравнимой, которую давала им их идеология, их программа.

Эта концепция была высказана в одно рассказе, который как мне кажется, ну просто содержит всю философию истории XX века. По моему мнению, он должен фигурировать в каждом учебнике истории. Он объясняет, как же происходила революция. К сожалению, он далеко не так известен. Это рассказ Пятакова. Кто такой был Пятаков? Это был один из крупнейших деятелей большевистской партии... Потом он участвовал в оппозиции, был исключен из партии. А потом подал заявление, в котором отказывался от своих взглядов. Был восстановлен в партии, получил сравнительно высокий пост и когда во Франции была открыта Советская промышленная выставка, он поехал ее открывать. Там он встретился со своим бывшим товарищем по партии Валентиновым, который давно отошел от партийных дел, и жил спокойно во Франции. И Пятаков пытался ему объяснить, как он отказывался от своих взглядов, почему он соглашается сейчас вернуться в Советский Союз, предвидя, что с ним может случиться (а он был расстрелян, конечно).

Вот, что он говорит: "Большевизм есть партия, несущая идею претворения в жизнь того, что считается невозможным, неосуществимым и недопустимым. Мы - партия, состоящая из людей, делающих из невозможного возможное. Но ради чести и счастья быть в ее рядах мы должны действительно пожертвовать и гордостью, и самолюбием, и всем прочим. Возвращаясь в партию, мы выбрасываем из головы все ею осужденные убеждения. Не большевики, и вообще категория обыкновенных людей, не могут сделать изменения, переворота, ампутации своих убеждений. Легко ли насильственное выкидывание из головы того, что вчера еще считал правым? Отказ от жизни, выстрел в лоб из револьвера - сущие пустяки перед тем проявлением воли, о котором я говорю. Такое насилие над самим собой ощущается остро и болезненно. Но в прибегании к этому насилию, с целью сломить себя и быть в полном согласии с партией и сказывается суть настоящего идейного большевика-коммуниста". И, по-видимому, это насилие над собой, превращение себя в винтик партии, оно давало внутреннюю мотивацию для осуществления насилия вовне, в совершенно неограниченных масштабах.

Он же в этом разговоре цитирует знаменитое определение диктатуры пролетариата из статьи Ленина "Пролетарская революция и ренегат Каутский": диктатура пролетариата есть власть, осуществляемая партией, опирающейся на насилие, и не связанной никакими законами. И он разъясняет, что закон - это есть "запрещение, ограничение. Установление одного явления допустимым, другого недопустимым. Одного акта возможным, другого невозможным. Все на чем лежит печать человеческой воли не должно, не может считаться неприкосновенным, связанным с какими-то непреодолимыми законами. Когда мысль держится за насилие принципиально, и психологически свободна - не связана никакими законами, ограничениями или препонами, то тогда область возможного действия расширяется до гигантских размеров, а область невозможного сжимается до крайних пределов, до нуля". Вот поразительная концепция человека, полностью отдающего свою волю и за счет этого приобретающего какие-то сверхчеловеческие силы. Он это чувствует и прекрасно выражает.

Мне обычно это приводит на мысль одну аналогию... Начиная с середины XVI века Западную Европу, особенно Северную, охватило загадочная волна процессов над ведьмами. Было казнено колоссальное количество людей. В основном женщины, да и любого пола, в основном сожжены. В Северной Америке проходило то же самое, там вешали. Сколько -посчитать невозможно, оценки от ста тысяч до двух миллионов. Причины этого никто не может привести. Основные немецкие сочинения, очень обстоятельно об этом написанные, с большим количеством документов, называются "Хексен ван", "Хексе" -это ведьма, а "ван" - это по-немецки, "мания, ослепление", т.е. это "ведьмовское безумие". Они считают, что происходило что-то иррациональное. Очень многие показания были получены под страшными пытками. Но был целый ряд показаний, полученный не под пытками. И показания во многих деталях сходятся. И мне кажется, что под этим что-то общее единое, объективное содержалось, ну пусть хотя бы галлюцинации, но у очень многих людей одинаковые. Почему-то в течение двухсот лет, с середины XVI до середины XVIII века. Это точно та же психология. Отдача своей личности полностью в руки какой-то другой гораздо большей силы, которая снабжает человека невероятными возможностями. Можно на кого хочешь навести порчу, околдовать человека. Можно открыть клад и т.д. Чувство, которое испытываешь, читая документы того времени, такое же, как когда читаешь рассказ Пятакова. Хотя, конечно, Пятаков был абсолютный рационалист, безусловно, никакого договора с нечистым не подписывал своей кровью. Но это чувство каким-то другим образом реализовалось, и это важный элемент социальной психологии, потому что, видно, оно дает очень большие силы человеку. Надо сказать, не одному Пятакову принадлежат такие слова. Например, Троцкий, впервые возглавив оппозиционное движение, на тринадцатом съезде партии был разгромлен и на последнем заседании говорит: "Я знаю, что быть правым против партии нельзя, правым можно быть только с партией, ибо других путей для реализации правоты история не создала". И поразительно, что ряд самых разных деятелей большевизма, такого рационального материалистического движения, сравнивают большевистскую партию с религиозным католическим орденом. Например, Сталин сказал, что большевики - это "своеобразный орден меченосцев". А Бухарин называет большевистскую партию - "революционным орденом". Противники большевиков не имели на вооружении ничего сопоставимого с этой необычайной идеологией. И вот она и определила победу большевистской революции, в частности, в гражданской войне.

Она горела у последователей большевиков каким-то совершенно неугасимым огнем. Но то, что я говорю, относится к элите. В каком-то смысле оно может претендовать на объяснение психологии Ленина.

Ответить   
  1. Вся дискуссия   большевики как агни-йоги? - evklid от 16/10/2004 07:19
    1. Re: большевики как агни-йоги? - Сергей Мальцев от 16/10/2004 20:42
      1. Re: большевики как агни-йоги? - ллр от 20/10/2004 13:39
    2. Re: большевики как агни-йоги? - Владимир Чернявский от 17/10/2004 08:52
      1. Re: большевики как агни-йоги? - evklid от 17/10/2004 10:21
        1. Re: большевики как агни-йоги? - Ирина2 от 17/10/2004 13:19
          1. Re: большевики как агни-йоги? - Владимир Чернявский от 17/10/2004 13:28
            1. Re: большевики как агни-йоги? - Kay Ziatz от 17/10/2004 14:01
              1. Re: большевики как агни-йоги? - Ирина2 от 17/10/2004 15:21
                1. Re: большевики как агни-йоги? - Kay Ziatz от 17/10/2004 19:32
                  1. Re: большевики как агни-йоги? - Ирина2 от 17/10/2004 22:48
                2. ИДЕЯ! - Naazimm от 17/10/2004 20:48
                  1. Re: ИДЕЯ! - Ирина2 от 17/10/2004 22:32
                3. Блока «12» Re: большевики как агни-йоги? - Anonymous от 19/10/2004 17:12
                  1. Re: Блока «12» - Kay Ziatz от 19/10/2004 23:41
                    1. Re: Блока «12» - Читатль от 20/10/2004 05:40
                  2. Re: Блока «12» Re: большевики как агни-йоги? - Anonymous от 20/10/2004 01:18
                    1. o!..:-) - Rodnoy от 20/10/2004 01:26
                      1. Re: o!..:-) - Ирина2 от 20/10/2004 10:04
                  3. Re: Блока «12» Re: большевики как агни-йоги? - Ирина2 от 20/10/2004 08:46
                  4. Re: Блока «12» Re: большевики как агни-йоги? - LS от 20/10/2004 16:53
            2. Re: большевики как агни-йоги? - Ирина2 от 17/10/2004 15:43
              1. Re: большевики как агни-йоги? - Владимир Чернявский от 17/10/2004 15:55
                1. Re: большевики как агни-йоги? - Ирина2 от 17/10/2004 16:33
                  1. Re: большевики как агни-йоги? - Наташа от 26/10/2004 09:32
            3. Re: большевики как агни-йоги? - Анатолий от 23/10/2004 18:38
    3. Re: большевики как агни-йоги? - Anonymous от 18/10/2004 17:11
      1. Re: большевики как агни-йоги? - evklid от 18/10/2004 19:16
        1. Re: большевики как агни-йоги? - Anonymous от 18/10/2004 20:47
          1. Re: большевики как агни-йоги? - evklid от 18/10/2004 23:09
            1. Re: большевики как агни-йоги? - Anonymous от 19/10/2004 00:17
              1. Re: большевики как агни-йоги? - evklid от 19/10/2004 03:00
                1. Re: большевики как агни-йоги? - Anonymous от 19/10/2004 15:45
                  1. Re: большевики как агни-йоги? - evklid от 19/10/2004 17:10
          2. Re: большевики как агни-йоги? - Участник от 03/11/2004 15:45
      2. Re: большевики как агни-йоги? - Участник от 03/11/2004 15:39
    4. Re: как агни-йоги - ллр от 20/10/2004 13:17
      1. Re: А.Б.П. как агни-йоги - LS от 30/10/2004 19:17
        1. Re: А.Б.П. как агни-йоги - Anonymous от 31/10/2004 12:27
          1. Re: А.Б.П. как агни-йоги - Наташа от 10/11/2004 09:09
            1. Re: Искренность - Anonymous от 12/11/2004 12:39
    5. off - Записки современников - Анатолий от 08/11/2004 09:10
      1. Re: off - Записки современников - Kr. от 10/11/2004 18:03
        1. Re: off - Записки современников - Анатолий от 10/11/2004 19:33

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.