> круг спирали где-то и немного вниз идет для более крутого подьема на следующий цикл. Это мне непонятно, но даже если это так, то это пример негармоничного развития. Я не отрицаю, что так может быть, но это явно не лучший метод. Я встречал другое сравнение — обычно люди движутся как бы поднимаясь на гору по спирали, тогда как оккультист срезает и крутым путём идёт прямо. К тому же моё сравнение имело общий характер — что несовершенство по мере продвижения по пути в целом падает, а не растёт. Другое дело, что тот же самый путь, проходимый с большей скоростью, может быть более тяжёлым, и с этим вроде спорить никто и не собирается. Конец цикла (или, точнее, последний цикл, кали-юга) — время более быстрого развития. "Кали-юга, похоже, главенствует в умах очень многих людей, и её описание, данное в "Тайной Доктрине", полностью соответствует нынешним условиям. Однако, можно утешить себя, вспомнив слова риши Вьясы, который, будучи спрошен, "какая эпоха лучше всего для духовного достижения", ответил — "эпоха Кали. Что в крита-югу требовало многих лет, в кали-югу требует для достижения день и ночь". Из письма то ли Ю.Н, то ли С.Н. Рериха (не подписано), 17 апреля 1936.
> По мере совершенствования, человек начинает ощущать ответственность не только за свое личное я, он начинает страдать за все человечество, за весь Мир. По-моему, такое развитие неконструктивно. Чем больше человек таким образом страдает, тем меньше он способен этим людям помогать, и в конце концов он может сгубить и себя и других. Можно вспомнить многочисленные примеры революционеров, которые либо страдали всю жизнь за страдающих бедняков, но ничего не смогли сделать, а то и становились тиранами ещё худшими, чем те, против которых они боролись (но этот случай нас сейчас не интересует). И всё от того, что они брали ответственность за многих других людей, не имея ни малейшего представления о схеме эволюции.
> Я не думаю, что страдания уменьшаются. Изменяется к ним отношение. Тогда эта практика — самообман. Так нас учили при социализме всякие горе-психологи, что изменением умственного состояния можно изменить только своё отношение к действительности, и не более того, а саму действительность изменить нельзя. > И если это действительно так, как Вы говорите, о своей переориентации с чисто мирских целей на всемирские , значит и заботы у Вас должны стать всемирские. Вы меня абсолютно не поняли. Не всемирские, а внемирские. Это одно из величайших искушений — поддаться иллюзии, что мы можем "одухотворить материю" (как думал, например, Ауробиндо) и поставить себе мирские цели, желая тем самым изменить мир. В то время как мира материи как такового в общем-то и не существует, потому что в природе нет мёртвой материи. Есть лишь совокупность живых существ, которым мы можем помочь на пути освобождения, а от некоторых и получить помощь. > складывают такие моменты, когда энергии личности поднимаются очищенными. Не отбрасываются за негодностью. А очищаются трансформацией. Насколько мне известно, есть два пути, условно называемые путь сутры (отречения) и путь тантры (преображения), и в последнем случае действительно имеет место трансформация. Путь тантры быстрее, но путь сутры безопаснее. Хотя, конечно, я не знаю, насколько допустимо соотносить эти буддийские термины с западным понятием "преображения". > Можно, наверное, назвать это подвигом сознания. Если смотреть со стороны духа, то может быть это и радость. Со стороны личности я бы все-таки назвала это страданием, так как личность должна подчиниться, умереть. Но я предполагаю, что в такие высокие моменты страдание переходит в Экстаз. Ну, наверно, если есть сознательное единение с высшим я. Тогда эту радость можно ощущать.
|