Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: ответ вопрошателям

24/11/2004 01:08

evklid
Ответ на   Re: ответ вопрошателям

Игорь:
В природе всё подчинено действию закона кармы. Если вы, evklid, знаете о таком законе и написали о мнимых неудачах Рериха, то вы просто хотите опорочить его имя. Если вы не знаете о действии закона кармы, то надо бы подучиться. Правда есть люди, которые очень много прочитали и много рассуждают, не зная основ, так как они их не могут просто-напросто понять. Не дано. А следствие такого непонимания – всё более углубляющиеся заблуждения. Я надеюсь, что вы просто заблуждаетесь.


Игорь,

Вы отдаете себе отчет, что Ваш ответ гладкий и обтекаемый, как галька, обточенная прибоем? К нему никак не подступиться!

А почему? Потому что он 1) неконкретный и голословный и 2) подменяет обсуждение моих доводов осуждением меня самого. Подробнее об этих приемах см. ниже.

У Вас есть что-то сказать по существу?


-----------------------------

С. И. Поварнин. Искусство спора
http://dr-gng.dp.ua/logia/spor/content.htm

Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя или затруднить спор для противника. Таких приемов многое множество, самых разнообразных по своей сущности. Иные из них, которыми пользуются для облегчения спора себе самим, позволительны. Другие - непозволительны и часто прямо бесчестны.

К наиболее "любимым" видоизменениям и усложнениям относятся, прежде всего, многие случаи "чтения в сердцах". Эта уловка состоит в том, что софист не столько разбирает ваши слова, сколько те тайные мотивы, которые заставили вас их высказывать. Иногда даже он только этим и ограничивается. Достаточно! - Не в форме "палочного довода" эта уловка встречается очень часто и употребляется вообще для "зажимания рта" противнику. Напр., собеседник высказывает вам в споре: "Вы это говорите не потому, что сами убеждены в этом, а из упорства", "лишь бы поспорить". "Вы сами думаете то же, только не хотите признать своей ошибки". "Вы говорите из зависти к нему". "Из сословных интересов". "Сколько вам дали за то, чтобы поддерживать это мнение?" "Вы говорите так из партийной дисциплины" и т.д., и т.д., и т.д. Что ответить на такое "чтение в сердцах"? Оно многим "зажимает рот", потому что обычно опровергнуть подобное обвинение невозможно, так же как и доказать его. Другие умеют "срезать" подобного противника, напр., ловко и резко подчеркнув характер его уловки. Но настоящую грозную силу уловка эта приобретает в связи с палочным доводом. Напр., если мы доказываем вредность какого-нибудь правительственного мероприятия, противник пишет: "причина такого нападения на мероприятие ясна: это стремление подорвать престиж власти. Чем больше разрухи, тем это желательнее для подобных слуг революции (или контрреволюции)" и т.п. Или: "эти слова - явный призыв к вооруженному восстанию" и т.д. Конечно, подобные обвинения, если они обоснованы, может быть в данном случае и справедливы, и обвинитель делает очень полезное дело, обращая внимание на известные факты. Иногда это гражданский долг. Но нельзя же называть это спором; и нельзя этого примешивать к спору. Спор - это борьба двух мыслей, а не мысли и дубины.

К <...> роду софизмов произвольного названия относится одна из самых обычных уловок спора - бездоказательная оценка доводов противника. Многие, услышав довод противника, заявляют категорически: "ерунда!", "чепуха!", "софизм!", "игра слов", "это глупо!" и т.д., и т.д., и т.д. Если они потом и докажут правильность своей оценки, то все-таки подобные резкие квалификации доводов противника по меньшей мере излишни. Особенно до всякого доказательства их правильности. Надо сказать, однако, что в огромном большинстве случаев такие оценки и недоказуемы и неправильны. Но их иногда даже и не пытаются обосновать, а "пущают так", в виде аргумента, в виде возражения. Это уже чистейший софизм произвольного названия: название заменяет довод, а само не доказано, Даже более - это один из самых грубых софизмов этого рода. Вот пример из Герцена. "Жизнь человека - великий социальный долг - говорил Луи Блан. Человек должен постоянно приносить себя в жертву обществу? - Зачем? - спросил я вдруг. - Как зачем? Помилуйте: вся цель, все назначение лица - благосостояние общества. - Оно никогда не достигнется, если все будут жертвовать, и никто не будет наслаждаться. - Это игра слов. - Варварская сбивчивость понятий,- говорил я, смеясь". Или другой пример (из Тургенева). "Когда же он (Стахов) хотел окончательно сразить противника, он говорил: все это одни фразы. Должен сознаться, что многим лицам такого рода возражения казались (и до сих пор кажутся) "неопровержимыми". ("Накануне", гл. III). К произвольным доводам относятся или с ними связаны и более тонкие, переплетенные с другими софизмами оценки доводов, с целью отделаться от труда на них ответить. Напр., "этот довод слишком груб и примитивен и с ним не стоит считаться". Или "нечего останавливаться на этом наивном доводе" и т.д. и т.д. Надо помнить, что раз мы спорим с кем-нибудь, раз сочли возможным с ним спорить, то наша обязанность опровергнуть все это доводы, как бы они ни казались "грубы" или наивны. Сюда же примыкают и такие уловки произвольного довода, как та, в которой один английский логик упрекает В. Гамильтона. "Последний иногда отделывается такими словами от труда опровергнуть мысли противника: "в конечном результате анализа эта мысль приводит к противоречию". Но он не пытается показать, что она действительно приводит к этому. Таким образом, получается "опровержение в кредит", которое необходимо отнести или к ошибкам, или уловкам". (Monck. Ad Introduction to Logic. 1880 г.). Или же отделываются замечанием: "Мы не будем останавливаться на этом аргументе, так как ошибочность его очевидна, а перейдем к более существенному". Или: "здесь мы не будем доказывать истинности (или ложности) этой мысли. Мы докажем ее в другой книге" и т.п. Это последнее тоже "доказательство в кредит". Формы таких ошибок и уловок - бесчисленны.



Ответить   
  1. Re: ответ вопрошателям - evklid от 24/11/2004 01:08
    1. Re: ответ вопрошателям - Игорь от 24/11/2004 07:17
      1. Re: ответ вопрошателям - evklid от 24/11/2004 10:06
        1. пожертвовал целым обществом ??? - Mike R. от 24/11/2004 21:23
          1. Re: пожертвовал целым обществом ??? - evklid от 25/11/2004 00:09
        2. Re: ответ вопрошателям - Михаил (_P) от 25/11/2004 07:15
      2. ну зачем же дразнить гусей? :) - sova от 24/11/2004 18:35
        1. Re: ну зачем же дразнить гусей? :) - Михаил (_P) от 25/11/2004 07:03
        2. Про воплощение - ninniku от 26/11/2004 11:48

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.