Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Новый для нас автор

27/09/2004 22:56

Kay Ziatz

Впервые в России вышли в свет работы Эккиралы Кришнамачарьи, одного из самых интересных последователей Блаватской, работавших во второй половине XX века. Автор сочетает теоретические сведения, известные из теософической литературы, с традиционным индийским знанием, показывая, какое практическое применение им можно дать на пути йоги. Потому его книги можно рекомендовать теософам, которые чувствуют, что в до сих пор доступной литературе им нехватает практики.
В сборник, выпущенный издательством "Эксмо" под общим названием "Духовная психология. Оккультная анатомия. Духовная астрология." (730 с.) вошли следующие работы:

Уроки по йоге Патанджали
Духовная психология
Оккультная анатомия
Мудрость небес
Духовная астрология
Медитации в полнолуние
Трактат о ритуалах

"Уроки по йоге Патанджали" — данный специально для западных учеников развёрнутый практический комментарий к Йога-сутре, поясняющий действие ума в обыденных ситуациях и в практике йоги. Даётся суть восьми ступеней йоги, смысл основных понятий Йога-сутры, цель вверения учителю.

"Духовная психология" — содержит общий обзор эволюции человека и ориентации его ума, даёт смысл цветов и сведения о космических принципах и роли планет в передаче энергий, а также практические советы по медитативной практике. Приведены медитации на каждый день.

"Оккультная анатомия" — общие понятия о принципах человека и различных его чувствах. Объяснение этапов пранаямы, сведения о чакрах, нади, взаимодействии энергии и сознания и тантрической практике.

"Мудрость небес" — вводная книга по астрологии вообще и индийской астрологии в частности. Ведическая астрология, разные способы деления зодиака.

"Духовная астрология" — здесь астрология рассматривается не в предсказательном аспекте, а применительно к духовной практике. Как использовать астрологические знания, чтобы нейтрализовать негативное влияние планет на нашу низшую природу. Книга содержит общие сведения о том, как космические энергии достигают Земли и влияют на эволюцию человека, а также подробные главы по всем знакам и планетам. Здесь, как и в других книгах, широко используется символизм Вед и Пуран, потому она может быть интересна тем, кто интересуется его связью с теософическим учением.

"Медитации в полнолуние" — небольшая брошюра, которая содержит вводную лекцию о значении полнолуний и медитации для всех знаков зодиака. Смысл применённого в них символизма поясняется в предыдущей книге.

"Трактат о ритуалах" — о смысле, символизме и классификации ритуалов. Ритуалы и мистерии в сравнении. В основном говорится о ритуалах индуизма, но книга будет также полезна интересующимся масонским ритуализмом, а также символизмом Вед и Пуран.

Книга выпущена тиражом 4000 экз. и уже поступила в центральные московские магазины.

Ответить   
1 2
Автор Ответ
evklid
№1  Re: Новый для нас автор29/09/2004 00:00
Ответ на   Новый для нас автор

Вероятно, интересная книга, однако у меня есть вопрос: не отклонился ли автор от чисто теософской традиции? Кто угодно может сочетать что угодно с чем угодно, но в классической теософии Е. П. Блаватской и Махатм раджа-йога, вообще говоря, не рекомендуется для западных учеников. См. что пишет ЕПБ в "Из пещер и дебрей Индостана" об ответе Махатмы на просьбу Олькотта получить наставления в йоге и гупта-видье:

"Посылаю вам, любезный полковник, - писал такур, - обещанного мной наставника в интересующих вас науках. Субраманья-Мурга-Анандам-Свами - для сокращения называйте его Анандой-Свами - молод, но он уже достиг предпоследней ступени, ведущей во внутренний храм гупта-видьи. Он член Братства Рощи, стало быть вполне знакомый со всеми приемами различных систем, как они практикуются той или другой сектой. Не быв индусом, вам нельзя, конечно, следовать ни одному из специальных методов, усвоенных сектами, но вам предоставится выбор из учений лучших школ и таким образом вы будете в состоянии выучиться многому... Сожалею искренно, что даже в случае вашей полной победы над искусами вы не можете все-таки принадлежать к нашему ашраму: вы были женаты, отцом семейства и светским человеком - три непреодолимым препятствия к раджа-йогизму"...

Индус Нараян, упоминаемый в той же книге, не мог стать йогом, потому что он был женат.

Я не вижу, как теософ может игнорировать столь недвусмысленный и категорический запрет.
 
Ответить
Kay Ziatz
№2  ёга29/09/2004 13:29
Ответ на   Re: Новый для нас автор

> раджа-йога, вообще говоря, не рекомендуется для западных учеников.

Я думаю, что законы действия ума одинаковы для всех, и приобретение некоторого контроля над ним никогда не может быть вредно. А то довольно печальное зрелище представляют очень многие люди, которые, как они считают, находятся на каком-то "духовном пути" и в то же время не обладают элементарным самоконтролем.
К тому же в приведённой цитате говорится про "выбор из учений лучших школ". Откуда вам знать, может это и есть то самое?

> Индус Нараян, упоминаемый в той же книге, не мог стать йогом, потому что он был женат.

Я думаю, это была формальная причина отказа. Ведь такая ситуация, как у Нараяна (детский брак), очень типична в Индии, и в те времена мало кто мог избежать её. Уж наверно Учителя знали, как выйти из этой ситуации, если действительно хотели принять Нараяна в ученики. И почему они терпели его раньше, с самого начала не дав этот отказ?
 
Ответить
Георгий
№3  Re: ёга29/09/2004 13:38
Ответ на   ёга

Я дико извиняюсь за своё невежество в этих вопросах, но каким образом брак и семья могут помешать стать йогом? Разве нельзя совмещать одно с другим?! А если нельзя, то почему?

Заранее благодарен всем, кто ответит.
Г.С.
 
Ответить
evklid
№4  йога и семья29/09/2004 18:44
Ответ на   Re: ёга

Г.С.: Я дико извиняюсь за своё невежество в этих вопросах, но каким образом брак и семья могут помешать стать йогом? Разве нельзя совмещать одно с другим?! А если нельзя, то почему?


В книге ЕПБ речь шла не о йоге вообще, а о раджа-йоге, которая предьявляет серьезные требования к организму человека (вспомните, что пишет Е. И. Рерих о неразумном решении Рамакришны допустить Вивекананду к самадхи, которое сократило жизнь последнего). Есть другие виды йоги, которые жители Запада и России могут практиковать без особой опасности; например, карма-йога и отчасти бхакти-йога доступны всем.

Что касается брака и семьи, то это, конечно, замечательные и необходимые вещи. Но не наводит ли само слово "брак" на мысль, что человек, вступивший в брак, уже в чем-то неполноценен и поэтому уже забракован? Если оставить игру слов в покое, то нельзя ли предположить, что, если человек состоит в браке и имеет детей, его (или ее) энергетика претерпевает некие необратимые изменения, делающие его (ее) непригодным для раджа-йоги? Например, в книгах Кастанеды говорится, что ребенок делает дыру в светящемся теле у родителей, через которую уходит личная сила.






 
Ответить
Георгий
№5  Re: йога и семья29/09/2004 19:06
Ответ на   йога и семья

Евклид,
Если память мне не изменяет, то Вивекананда не был женат и егго преждевременный уход никак не связан с браком.
Что касается семейных уз, то Кастанеда для АЙ не авторитет и его слова применимы, пожалуй, лишь в том случае, если семья строится по принципам отрицающим, или игнорирующим йогизм.
А вот слова из Озарения «Механика йогизма не отвечает больше обновлению мира. Сидящий под деревом и запрещающий Учитель не отвечает надобности.», по-моему, вполне приложимы к разбираемому нами запрету.
Если я правильно понимаю принципы АЙ, то семья где хотя бы один её член практикует Учение качественно отличается от такой же, но без опоры на Учение.

Что скажете?
Г.С.
 
Ответить
Kay Ziatz
№6  Re: йога и семья29/09/2004 19:33
Ответ на   Re: йога и семья

Лично сам Кришнамачарья не против брака. Я же лично полагаю, что йога и брак совместимы, когда практикующими сравнимого уровня являются и муж, и жена. Возможно, условия в Индии того времени, где женщина угнеталась, приводили в рождение в женских телах только людей с плохой кармой, что сильно снижало возможность найти жену соответствующего уровня.
 
Ответить
Георгий
№7  Re: йога и семья29/09/2004 21:02
Ответ на   Re: йога и семья

Kay,
Я не специалист по карме, но может вы знаете насколько вообще Закон кармы призван обслуживать отдельные социальные перегибы?

Г.С.
 
Ответить
evklid
№8  Re: йога и семья29/09/2004 22:22
Ответ на   Re: йога и семья

Евклид,
Если память мне не изменяет, то Вивекананда не был женат и егго преждевременный уход никак не связан с браком.



Да, верно, В. не был женат. Но я упомянул В. для иллюстрации общего тезиса о том, что раджа-йога предьявляет серьезные требования к организму человека и, следовательно, требует ограничений. Вспомните, что в книге ЕПБ говорится о трех препятствиях (наверное, есть и другие):

"вы были женаты, отцом семейства и светским человеком - три непреодолимых препятствия к раджа-йогизму"...

Вот именно третье я и подразумевал. Миссия В. включала общение с большим количеством людей, публичные лекции, и т. д. Это, конечно, нельзя назвать светской жизнью, но это жизнь в миру, которая, по-видимому, тоже вредна для раджа-йога. Даже махатмы не обладают полной защитой от вредных человеческих энергий (ср. известный случай, когда К. Х. заболел, когда был остановлен индийским стражником-грубияном).


Что касается семейных уз, то Кастанеда для АЙ не авторитет и его слова применимы, пожалуй, лишь в том случае, если семья строится по принципам отрицающим, или игнорирующим йогизм.


Хорошо, давайте оставим Кастанеду в покое. Я упомянул его мимоходом.


А вот слова из Озарения «Механика йогизма не отвечает больше обновлению мира. Сидящий под деревом и запрещающий Учитель не отвечает надобности.», по-моему, вполне приложимы к разбираемому нами запрету.


Во-первых, подлинная раджа-йога это ме механика, а психическая йога. Она не осуждена Махатмой М., совсем наоборот:

"... мы приветствуем старшую Раджа Йогу и утверждаем будущую Агни Йогу." (Агни Йога, предисловие)

Во-вторых, Вы поняли, какому "запрещающему учителю" ЕПБ приписывает три запрета? Да, верно, тому же самому, который дал Агни Йогу.



Если я правильно понимаю принципы АЙ, то семья где хотя бы один её член практикует Учение качественно отличается от такой же, но без опоры на Учение.


Согласен, но упоминаемое Вами качествеммое отличие Вами не определено. Этого отличия просто может быть недостаточно для того, чтобы позволить членам семьи заниматься раджа-йогой в полном обьеме.

 
Ответить
Георгий
№9  качества РЙ29/09/2004 22:37
Ответ на   Re: йога и семья

Этого отличия просто может быть недостаточно для того, чтобы позволить членам семьи заниматься раджа-йогой в полном обьеме.

Если на время ототвлечься от запретов, то не могли бы вы перечислить какие именно качества необходимы для занятий раджа-йогой и агни-йогой в полной мере?

Г.С.
 
Ответить
Kay Ziatz
№10  Re: йога и семья29/09/2004 22:59
Ответ на   Re: йога и семья

Он ничего не обслуживает, а действует автоматически. Точно так же, как человек с плохой кармой не родится в стране, где, например, постоянный голод, так не родится он евреем в фашистской Германии или женщиной на востоке.
 
Ответить
Kay Ziatz
№11  Re: йога и семья29/09/2004 23:01
Ответ на   Re: йога и семья

> Даже махатмы не обладают полной защитой от вредных человеческих энергий (ср. известный случай, когда К. Х. заболел, когда был остановлен индийским стражником-грубияном)

Это откуда такое?
 
Ответить
Георгий
№12  Re: йога и семья29/09/2004 23:33
Ответ на   Re: йога и семья

Kay,
А вы могли бы чем-то обосновать, ну, или как-то подкрепить приведённые примеры?

Г.С.
 
Ответить
evklid
№13  Re: качества РЙ30/09/2004 02:55
Ответ на   качества РЙ

Если на время ототвлечься от запретов, то не могли бы вы перечислить какие именно качества необходимы для занятий раджа-йогой и агни-йогой в полной мере?


Я воздержусь от перечисления качеств, необходимых для занятий агни-йогой, Что же касается раджа-йоги, то они хорошо известны. Для того, чтобы приступить к занятиям раджа-йогой, необходимы желание, подходящее место, уединение (для начала периодическое), наличие опытного наставника, и т. п. Конечно, это не качества, а предварительные условия. А вот в процессе занятий необходимо выработать некоторые качества, которые составляют предмет нескольких первых подготовительных ступеней раджа-йоги и без которых невозможно продвигаться дальше:

чистота тела, сердца и ума;
контроль ума и органов чувств;
способность эфирного тела выдерживать огромные нагрузки;
нерушимое спокойствие;
несгибаемое устремление;
способность к длительной устойчивой концентрации;
и т. п.

Заметьте, что я не пытаюсь продать Вам раджа-йогу и убедить Вас заниматься ею. Никакие аргументы типа "это не согласуется с книгами агни-йоги или письмами Е.И.Р." не принимаются. Давайте ограничимся академическим обсуждением раджа-йоги.
 
Ответить
evklid
№14  Re: йога и семья30/09/2004 03:29
Ответ на   Re: йога и семья

Даже махатмы не обладают полной защитой от вредных человеческих энергий (ср. известный случай, когда К. Х. заболел, когда был остановлен индийским стражником-грубияном)

Это откуда такое?



Да всё оттуда же. Для начала посмотрите Надземное, 31, а дальше поищите сами.
 
Ответить
Rodnoy
№15  дополнение...30/09/2004 08:07
Ответ на   Re: качества РЙ

Я полностью поддерживаю предложение обсуждать Раджа-Йогу (РЙ) академически, - т.е. основываясь в первую очередь на первоисточнике - Йога-сутрах Патанджали и во 2-ю очередь - на авторитетных (в рамках Йога-даршаны, разумеется) комментариях этих сутр.

Собственно, мое дополнение состоит в напоминании о том, что традиционно принято называть РЙ - это последние 4 этапа 8-сутпенчатой Йоги Патанджали: пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Этому предшествуют: яма, нияма, асана, пранаяма. Или, говоря упрощенно, прошедший 1-е четыре этапа (т.е. как раз приступающий к РЙ) имеет не только четкие представления о том, что, зачем и как ("морально-этическую мотивацию"), но также почти полностью владеет своим телом и психикой. Т.е. когда почти полностью освоен "физический" и "астральный" план: причем освоен осознанно, методично и [поэтому] полностью подконтролен воле практикующего. Следующая, 4-я, ступень заершает работу с психо-физиологическим планом, делая возможным управлять самыми глубинными его уровнями ("полностью отключать органы чувств" и т.д.). Что в итоге позволяет рабоать с "чистой мыслью", т.е. с "ментальным" планом... ну, и т.д.

Возможно ли это все достичь женатому человеку?.. я не знаю... Мне кажется однако, что если и возможно, то только при более-менее одинаковом "уровне" обоих супругов. Ну, т.е. когда ОБА таким образом практикуют то же самое - однако вряд ли таких людей можно будет считать "женатыми" в привычно-бытовом смысле этого слова...

Есть много примеров очень продвинутых людей-мирян, например, тот же Марпа или Вималакирти (хотя, возможно, что это "собирательный образ", но это только усиливает аргумент в пользу "мирян").

Что касается АЙ, то для ее практики не требуется никаких предварительных условий, - ее может практиковать любой. Т.е. она рассчитана на "массы" Это одно из соображений, к-е дало мне основание назвать АЙ "вводной практикой" и соотнести ее с 1-ми двумя ступенями Йоги (см. здесь)... Другими словами, разница между приступающим к практике РЙ и АЙ (на мой взгляд!) - огромна, я бы даже сказал, колоссальна ...я даже не могу найти адекватного сравнения, ну может быть такое: приступающий к РЙ - это профессор ВУЗ-а, свободно владеющий современным мат.аппаратом и имеющий огромный опыт в постановке сложнейших экспериментов и обработке их результатов с вытекающим отсюда множеством изобретений; приступающий к АЙ - это ученик начальных классов, едва освоивший начала алгебры, геометрии и умеющий читать и писать

Разумеется, это моя гипотеза, ибо очень трудно найти специалиста как в АЙ, так и в РЙ - "рериховцы" в основной своей массе воинствующе-невежественны в отношении классических первоисточников, а востоковеды в основной своей массе пренебрежительно-скептичны в отношении АЙ... приходится все копать самому, со всеми вытекающими неточностями

САРВА МАНГАЛАМ!
 
Ответить
Георгий
№16  Re: качества РЙ30/09/2004 09:53
Ответ на   Re: качества РЙ

Evklid,
Спасибо большое за перечисление, но дело в том, что ни в подготовительных условиях, ни в качествах, требуемых к выработке в процессе занятий РЙ я не нашёл ничего, что претило бы семейной жизни.
Что касается академического обсуждения, увы, я не знаком с РЙ и как академический собеседник вам не подхожу. Всё же, я так и не понял, почему семья считается препятствием для йога.

Г.С.
 
Ответить
Kay Ziatz
№17  Re: йога и семья30/09/2004 10:50
Ответ на   Re: йога и семья

В том-то и дело, что это не из "писем махатм" или подобного источника. Только в АЙ и связанных источниках есть подобные идеи.
 
Ответить
Kay Ziatz
№18  Re: йога и семья30/09/2004 12:07
Ответ на   Re: йога и семья

Я исходил из общебуддийских соображений, что плохая карма приводит в адские состояния, и из утверждения Блаватской, что нет какого-то отдельного ада, и состояния
эти испытываются на земле.
 
Ответить
Георгий
№19  Re: йога и семья30/09/2004 15:18
Ответ на   Re: йога и семья

Я исходил из общебуддийских соображений....

Ага, понятно. Выходит, что Владыкам кармы практически не приходится напрягаться. Всё ж ясно, как божий день: белое - к белому, темное... - тоже понятно куда (женщиной в Индию или евреем в фашистскую Германию).
Кау, признаюсь, а я, грешным делом, думал что всё значительно сложнее.

Г.С.
 
Ответить
Kay Ziatz
№20  Re: йога и семья30/09/2004 15:47
Ответ на   Re: йога и семья

Владыки кармы вообще не напрягаются, потому что они не более, чем абстракция. "Липики" — буквально "писцы", они лишь фиксаторы, а не какие-то вершители судеб.
Давайте рассуждать от противного — женщина, например, в исламской стране — что, человек с хорошей кармой?
 
Ответить
Георгий
№21  Re: йога и семья30/09/2004 16:03
Ответ на   Re: йога и семья

Трудно сказать, хороша ли карма у женщины в исламской стране. Наверное, это очень индивидуально и от многого зависит: от наследственности, внешности, семьи, образования... опять же какая конфессия ислама (сунниты или шииты), Наверное ещё много чего и благосостояние семьи в том числе. Да и качественный критерий кармы тоже слёту не всегда угадаешь. Для одного такая жизнь покажется адом, а другой скажет, что такая карма не просто хорошо, а даже завидна.

Кай, не подумайте что я уклоняюсь от ответа. Мне действительно трудно ответить на ваш вопрос, т.к. я мужчина и не только не знаю, что значит быть женщиной, но и даже не помню своих женских воплощений (помню, почему-то, только мужские).

Г.С.
 
Ответить
Kay Ziatz
№22  магазин, где дешевле30/09/2004 17:35
Ответ на   Новый для нас автор

Самая низкая цена на упомянутую книгу (97 р.) была замечена мною в м-не "Молодая гвардия", м. Полянка.
 
Ответить
evklid
№23  Re: качества РЙ30/09/2004 18:52
Ответ на   Re: качества РЙ

Evklid,
Спасибо большое за перечисление, но дело в том, что ни в подготовительных условиях, ни в качествах, требуемых к выработке в процессе занятий РЙ я не нашёл ничего, что претило бы семейной жизни.
Что касается академического обсуждения, увы, я не знаком с РЙ и как академический собеседник вам не подхожу. Всё же, я так и не понял, почему семья считается препятствием для йога.



А я не знаю, почему семья считается препятствием для йога.

Вспомните, с чего всё началось. Кай сообщил о работах Эккиралы Кришнамачарьи и я спросил, как совместить программу Кришнамачарьи с тем, что написано в "Из пещер и дебрей". Но я сам от себя не защищал тезис о том, что семья - препятствие для раджа-йоги.
 
Ответить
Георгий
№24  Re: качества РЙ30/09/2004 18:56
Ответ на   Re: качества РЙ

Значит, вопрос о совмещении повисает в воздухе.


Г.С.
 
Ответить
evklid
№25  Re: йога и семья30/09/2004 19:05
Ответ на   Re: йога и семья

В том-то и дело, что это не из "писем махатм" или подобного источника. Только в АЙ и связанных источниках есть подобные идеи.


Е. И. Рерих несколько раз пишет о болезни К. Х. в своих письмах со ссылкой на "Письма Махатм" (см. ниже). Я припоминаю, что читал что-то отдаленно похожее в "Письмах", но уже не помню деталей; при желании можно было бы поискать и найти, но вряд ли стоит это делать в рамках дискуссии о йоге. Кстати, вношу поправку: кажется, в "Письмах" речь шла о земиндарах или заминдарах, а это помещики, а не стражники. Что-то в этом роде.

--------

"Все, стремящееся к чистоте и благу, должно быть поощряемо и оберегаемо. Но следует понимать, что ни один из Учителей Братства, проведший многие десятки лет в главной Твердыне, не может жить среди людей во время Армагеддона. Ибо, если даже ученики, находящиеся на известной ступени, не могут оставаться продолжительное время в долинах и соприкасаться с разными аурами, то как же трудно это для Учителей Бел. Братства! В письмах Махатм упоминается о том, как тяжко заболел Великий Учитель К. Х. после соприкасания с аурами долин и людей. Ведь Великий Учитель К. Х. был вызван обратно в Тибет по Указу предыдущего Вл. Шамб. на довольно продолжительное время для восстановления заградительной сети. (Конечно, Махатмы
имеют возможность вполне защитить себя от воздействия толп, но при такой защите многие могут неожиданно для себя оказаться в тонком мире, потому Махатмы и не пользуются своею мощью.) Так же и Учитель
М. , посещая Сикким для встречи с Е.П.Блав., почти всегда курил особый препарат из Озона. Между прочим, отсюда пошла легенда, что Махатма М. курит. Ибо Е.П., описывая свое свидание с М. М. и упоминая индусскую трубку, которую Он курил, не подумала добавить, что это была за трубка и чем была она наполнена. Так творятся легенды."

"Махатма К.Х. положил много сил на заложение теософического центра и даже заболел от прикасания к низшим земным слоям и человеческим аурам и должен был на некоторое время удалиться в полную изоляцию, в одну из недоступных для смертных башен тибетской Твердыни."

"Ученик, достигший известной ступени Йоги, не может долго оставаться в отравленной атмосфере городов, он должен часто удаляться в природу и вести более или менее уединенную жизнь. Христос, так же как и Будда и все прочие великие Учителя, часто уходил в пустыню. Также в "Письмах Махатм" можно найти упоминание, как тяжко заболел Махатма К. Х. после его прикасания с аурами людей при основании Теос. Общества в Индии. Он должен был на несколько недель удалиться в полное уединение. Так каждый план сознания, каждый план существования подчинен своим законам, и нарушение их приносит свои следствия."





 
Ответить
1 2

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.