((((Мне кажется, что идеи сами по себе не борются, скорее они просто дают иную точку зрения на тот же предмет, чем больше точек зрения, тем точнее наше видение. Там , где есть движение к истине, там просто выявляются недостатки каждой из идей, и мы как человек выбирающийся вверх из горной расщелины упираемся и отталкиваемся то от одного, то от другого, чтобы двигаться вверх. Кстити, искусство не всегда служит свету или тьме, гораздо чаще оно - поиски пути, испытания, которые человек проходит в тонком мире и которые иногда столь сильны, что перетекают в мир плотный. http://photo.artpixels.ru/albums/userpics/10043/falcone12.jpg Это пример, который, разглядывая, каждый поймет по-разному, но все правильно для себя самих. Культура и искусство все таки скорее не свет или тьма, а путь.))))
Сами по себе идеи могут и не бороться. Но сами по себе, где-то в духовном или ментальном пространстве. Там они, конечно, просто сосуществуют. Как не борются книги в библиотеке. Но если брать идею воплощенную, т.е. ставшую часть человеческого бытия, то конечно тут борьба неминуема. Есть удачное сравнение у Луиса Ривера в его "Слезах звезд". Там Танцующий говорит своему ученику: Прежде чем вместить Новую Истину, ты должен опорожнить свой сосуд. В полный сосуд новой капли не вольешь. Чтобы принять новое, нужно выбросить, отказаться от всего старого. Только отрицанием прошлого можно проложить дорогу к Истине.
В этой формуле есть справедливость. А Закон отрицания отрицания всегда связан с другим законом диалектики - единства и борьбы противоположностей. Поэтому борьба идей неминуема. Каждая новая идея вынашивается во чреве старой и связана с ней пуповиной, но и отрицает её во всей полноте. Искусство всегда служит чему-то и выражает взгляд на жизнь своего творца. Ни один творец не может быть свободен от взглядов на эту жизнь и от императивов. Их он так или иначе отражает в своем творчестве. А вот чему он служит, тут сказать сложнее. Иногда самое безобразное искусство дает пример Прекрасного в сравнении. И, наоборот, слишком прекрасное искусство может опалить несовершенное сознание и погрузить во тьму. Поэтому все относительно. Но есть искусство и есть подделка под него. В основе искусства все-таки лежит претворение Прекрасного. Все остальное - скорее подражание, подделка. Либо просто кич. |