Согласен с Вами, что мистические практики в разных религиях очень схожи и приводят к одним и тем же результатам. Но умное делание всё таки более сложная и глубокая традиция, чем просто многократное повторение молитвы. Само повторение имени Иисуса требует не простой многократности: молящийся должен взойти на уровень искреннего взывания к Господу, и после этого сохранить наполненность разума этим состоянием и Образом (но никаких визуальных представлений). Сравнить этот процесс с навязчивой песенкой нельзя - весь процесс должен быть осознан и управляем. Следующий уровень - молящийся осваивает состояние умственной чистоты, достигаемой удалением помыслов (внутреннего диалога/ментальных дхарм) призыванием имени Христа. Затем переводит такое состояние молитвы на невербальный уровень, но прежде чем молиться сердцем (анахата), он переносит молитву под кадык - в чакру внутр. диалога. А при достижении молитвенного безмолвия - раскрытия сердца, подвижник может перейти к созерцанию своего внутреннего света. Для этого он концетрирует внимание на центр живота, положив подбородок на грудь и особым образом концентрирует дыхание. И тогда он может увидеть свой свет и то, как он подобен другому Свету. Это видение (и ощущение) очищает человека от влияния страстей. (Противники исихастов за такую технику называли их пупомолящимися). Вообще православная мистика (часто гонимая и собственной системой и частично уничтоженная) гораздо более глубока, чем обычно представляют. |