Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: индусская йога и тибетская йога

16/10/2004 17:41

evklid
Ответ на   Re: индусская йога и тибетская йога

Rodnoy: "Индусская йога" (я так понял, что Вы имели в виду Йога-даршану) не ограничивается лишь тем, что Вы перечислили и включает в себя все "мягкие" этапы: карма-йога, крийя-йога и т.д., - к-е как раз и практикуются "в миру", т.е. в повседневной жизни.

И АЙ (на мой взгляд, разумеется) имеет больше сходства (но не тождественна) как раз с этими "мягкими" этапами, например: обе НЕ требуют Гуру для практики; обе даны для широких МАСС; и те и другие работают с "психической энергией" опосредованно, а не напрямую и т.д. Со стороны тибетского буддизма АЙ ближе (но не тождественна) к "сутре" (Парамитаяне) (IMHO, опять жыж!).



Сразу хочу подчеркнуть, что мои сравнения АЙ с индийской и тибетской йогами являются очень приблизительными и сильно хромают (я, кажется, отметил это раньше), но я в них вижу некое рациональное зерно. Вот на этом рациональном зерне я и хочу остановиться.

Да, со стороны индусской йоги АЙ ближе всего к карме, крийе и бхакти. Это не подлежит сомнению, т. к. об этом написано в книгах АЙ. Но, если абстрагироваться от служебных (подготовка кадров для 6-й расы), эгрегорных (вступление в цепь Трансгималайской Иерархии) и геополитических аспектов АЙ и сосредоточиться на ее технических аспектах, внимательное изучение текстов АЙ и писем Е. И. Рерих показывает, что карма и др. не охватывают всех существенных элементов АЙ. Что-то остается за бортом, и этим упущенным элементом является осознание и целенаправленное культивирование психической энергии. Я не согласен с тем, что в АЙ работа с психической энергией является опосредованной.

Если сосредоточиться на этом техническом элементе, то просматривается прямое родство АЙ с некоторыми учениями и практиками тибетского буддизма. Я затрудняюсь провести параллели с Махаяной; если Вы имеете в виду индусскую Махаяну, то там этих элементов "энергетической йоги", повидимому, еще не было; они появились в буддизме, когда он был трансплантирован на тибетскую почву и стал называться Ваджраяной. Я также не думаю, что в книгах, написанных тибетскими ламами и содержащих изложение буддизма, адаптированное для западного искателя, можно найти достаточно информации о мягко-энергетическом аспекте тибетского буддизма (за исключением некоторых книг Чогьяма Трунгпа и Тартанга Тулку). Однако такой аспект существовал и был органической частью тибетско-буддийской традиции и повседневной жизни тибетцев, как о том поведала Александра Давид-Неэль в своих книгах ("Мистика и магия в Тибете", "Посвященные и посвященные в Тибете", "Тайные устные учения в тибетском буддизме"). Если сравнить "Тайные устные учения в тибетском буддизме" с "Основами буддизма" Е. И. Рерих, то можно обнаружить поразительное сходство.

Трудно сказать, откуда пошло это энергетическое течение буддийской йоги: то ли возникло как сплав туземной традиции бон-по и импортированного буддизма, то ли восходит к загадочной Калачакре. Мы мало знаем об истинной Калачакре, но если принять в качестве рабочей гипотезы то, что Н. К. Рерих пишет о ней в очерке "Шамбала сияющая", можно, пожалуй, сказать, что в техническом отношении известная нам Агни-йога - это сильно разбавленный вариант Калачакры (Калачакра для мирянина) с добавлением элементов кармы, бхакти и крийя (первых двух ступеней раджа). Или, если угодно, можно сказать наоборот: АЙ - карма, бхакти и крийя с добавлением элементов Калачакры.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что, по моему мнению, неправильно сводить АЙ к элементарным этическим предписаниям для масс. При этом теряется важнейший аспект АЙ (психическая энергия) и она утрачивает свою специфику. Да, АЙ это действительно йога для широких масс, но она достаточно трудна и в таком облегченном варианте: это очень трудно - постоянно поддерживать бдительность сознания, отслеживать проявления психической энергии, усиливать и развивать ее.

Ответить   
  1. Re: индусская йога и тибетская йога - evklid от 16/10/2004 17:41
    1. Re: индусская и тибетская йога - Kay Ziatz от 16/10/2004 23:17
      1. Re: индусская и тибетская йога - evklid от 17/10/2004 06:41

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.