Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
две разные Агни-йоги

14/10/2004 17:22

evklid
Ответ на   перевод и пр.

Что же может не понравиться в этом тексте? По-моему всё хорошо и правильно написано.

Я не сказал, что мне что-то не понравилось в том тексте, а просто отметил, что изложенные в нем идеи известны в индусской традиции и слабо связаны с Живой Этикой. Популярное изложение этих идей можно найти, напр., в книге Сатпрема "Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания" (см. цитаты ниже). Отсюда я заключил, что Агни-йога Эккиралы Кришнамачарьи отличается от Агни-йоги Е. И. Рерих.

------------------------

Агни, или Чит-Агни, повсюду одно и то же. Мы говорим
о нисходящей или восходящей силе, о ментальной, витальной или материальной
силе, но не существует многих различных видов сил - в мире есть только одна
Сила, единый ток, который проходит через нас, как и через все предметы,
который обладает тем или иным свойством в зависимости от уровня, на котором
он действует. Электрический ток, освещающий храм или бар, школьный класс
или кафе, остается все тем же током, хотя он освещает разные объекты. Точно
так же эта Сила, это Тепло, Агни - всегда одна и та же, оживляет ли она
или освещает наше внутреннее убежище, нашу ментальную фабрику, наш
витальный театр или пещеры физического. В зависимости от уровня она несет
более или менее интенсивный свет, более или менее тяжелые вибрации -
сверхсознательные, ментальные, витальные, физические - но всегда она
связует все и оживляет все. Это основная субстанция вселенной:
Сознание-Сила, Чит-Агни.

Далее Шри Ауробиндо продолжает: "В соответствии с опытом древних йогов
... Агни является тройственным:
1) обыкновенный огонь, джада Агни
2) электрический огонь, вайдьюта Агни
3) солнечный огонь, саура Агни
Науке пока известны лишь первый и второй из этих видов огня. Тот факт, что
атом подобен солнечной системе, может привести ее к познанию третьего".
(%23).

На что указывал Шри Ауробиндо? И как он мог знать (не говоря уже о
риши, которые жили шесть тысяч лет тому назад) прежде всех наших научных
лабораторий, что солнечное тепло - Саура Агни - отлично по своей природе от
того, что мы называем просто огнем или электричеством, что оно является
результатом термоядерной реакции и что это та же самая энергия, которая
содержится в атомах? То, что все физические реалии, какова бы ни была их
природа, связаны с внутренней реальностью, которая является как их
причиной, так и основой, - это факт, который, возможно, приведет науку в
замешательство, потому что она все оценивает в терминах "конкретной"
реальности; даже у самых малых материальных элементов есть свои внутренние
двойники. Начать хотя бы с наших собственных физических органов: ведь они
- не что иное, как материальное проявление, материальная "опора" центров
сознания. Все здесь - это проекция, символическое представление света или
силы нездешних, существующих на другом плане. Весь мир - это не что иное,
как огромный Символ. Наука наблюдает и анализирует феномены, выводит
уравнения для гравитации, веса, расщепления атома и т.д., но она видит
только следствия и никогда - причину истинную. Йогин видит причину раньше,
чем следствие. Ученый устанавливает причину по следствию; йогин выводит
следствие из причины. Он даже может вывести следствия, еще не
осуществившиеся, из уже существующей причины, он может предвидеть
несчастный случай, который произойдет завтра, зная силу, которая управляет
им из соответствующего плана. Ученый манипулирует следствиями и иногда
вызывает катастрофы; йогин видит причину, или, вернее, отождествляется с
Причиной и может изменять следствия, или, как говорит Шри Ауробиндо,
"привычки", которые мы называем законами. Ведь, в конечном счете, все наши
физические эффекты - следствия, которые мы представили в виде законов, -
это всего лишь "несущая среда", "опора" для проявления сил другого плана.
Все происходит точно так же, как при свершении какого-нибудь магического
действа: для проявления вызываемых магом сил тоже ведь нужна своя "среда":
определенные диаграммы, ингредиенты, формулы и т.п. Весь мир - это некое
грандиозное магическое действо, непрерывное магическое представление. А
земная диаграмма, все эти ингредиенты, которые мы с таким тщанием и
навсегда втиснули в рамки законов, и все эти наши непогрешимые формулы -
просто условность: ибо можно изменить нынешний земной ритуал, если,
сбросив чары, притягивающие нас к внешним явлениям-следствиям, мы
обратимся к самой их причине, пребывающей вне их, в другом мире, мире
самого Мага.

И если мы восходим к изначальной силе, пребывающей вне
физической "несущей среды", к "истинному движению", как говорит Мать, то мы
начинаем видеть Великую Игру и осознавать, насколько она далека от наших
жестких представлений о ней. За явлением гравитации, если взять один из
ритуалов, стоит то, что древние йоги называли Вайю, - причина гравитации и
магнитных полей (об этом также говорил Шри Ауробиндо во время той беседы в
1926 г.); именно это позволяет йогам в конечном счете игнорировать закон
гравитации. За солнечным или ядерным огнем обретается Агни фундаментальный,
духовный Агни, он - повсюду, "дитя вод, дитя лесов, дитя вещей неподвижных
и дитя вещей, которые движутся. Даже в камне присутствует он", - говорит
Риг Веда (I.70.2). Это "горячая золотая пыль", о которой говорит Мать,
истинная причина по ту сторону следствия, изначальная сила по ту сторону
материальной, атомарной основы, "иные огни - это лишь ветви твоего ствола"
(I.59). Поскольку и Шри Ауробиндо, и риши видели этот духовный Агни в
Материи, это "солнце во тьме", они могли знать о материальных, атомарных
явлениях-следствиях и о термоядерных реакциях, о термоядерном синтезе,
происходящем внутри Солнца, задолго до наших научных экспериментов. И
именно потому, что им была известна причина, они уверенно говорили о
трансформации.

Поистине вся вселенная снизу доверху сотворена из единой субстанции
божественного Сознания-Силы; и Агни - это элемент силы или энергии в
сознании: "О, Сын Энергии", - говорит Риг Веда (VII.84.4). Это -
Сила-Сознание. Это жар, пламя, на каком бы уровне мы его ни чувствовали.
Когда мы концентрируемся в нашем разуме, мы ощущаем тонкое тепло
ментальной энергии, ментальной Агни; когда мы сосредоточиваемся на сердце
или на своих эмоциях, мы ощущаем тонкое тепло Жизненной Энергии, витальный
Агни; когда мы погружаемся в свою душу, мы испытываем тонкое тепло души,
психический Агни. Но, на самом деле есть только один-единственный Агни
в нашем существе, единый поток Сознания-Силы, или сознания-энергии, или
сознания-тепла, который придает себе различную интенсивность в зависимости
от уровня. И существует фундаментальный, или материальный Агни, который
представляет собой последнее состояние энергии-сознания перед его
вхождением, сгущением в Материю. Здесь совершается переход из одного
[сознания] в другое [Материю]. (Вспомним слова Матери: "Это движение
превосходит силу или энергию связи клеток, обеспечивающую сохранение
индивидуальной формы".) Современная наука, в конце концов, тоже осознала,
что Материя и Энергия взаимообратимы: E=m*c^2 - это огромное достижение
науки, но она пока еще не осознала, что Энергия - это сознание. Материя -
это сознание, и что сознанием можно воздействовать и на Энергию, и на
Материю. Для преобразования Материи в Энергию современная наука располагает
лишь физическими процессами, выделяющими тепло, тогда как знание
фундаментального Агни, который является самой сутью Энергии или
Сознания-Силы, дает возможность непосредственно воздействовать на Материю и
достигать той же трансмутации (Материя -> Энергия], но без "сгорания"
[Материи] на погребальном костре.

Таким образом, в той беседе 1926 г. речь шла о двух материальных фактах
(а также об их духовной основе) , которые исключительно важны с точки
зрения трансформации. Первый - что все земные формы созданы из одних и тех
же элементов, и различия между ними объясняются лишь их различным атомарным
строением (точнее - воспроизведение на материальном плане духовного
божественного Единства мира; мир создан из единой субстанции -
божественной субстанции: "Ты - мужчина и женщина, мальчик и девочка, старый
и измученный, ходишь ты, согнувшись над посохом; ты - синяя птица и
зеленая, и та красноглазая" - Шветашватара Упанишада IV.3.4). Без этого
единства субстанции трансформация была бы невозможна, потому что всякий раз
нужно было бы изменять что-то новое (и так до бесконечности - ибо число
форм бесконечно).

И второй - что солнечный огонь в Материи, - это материальный двойник
фундаментального Агни, который, как подчеркивал Шри Ауробиндо в той же
бесед
е, есть созидатель форм. Овладеть Агни - значит быть в состоянии
изменять форму, преобразовывать Материю: "Тот не вкушает этого наслаждения
(дважды рожденного), кто незрел и чье тело не перестрадало в жаре огня, -
говорит Риг Веда; - лишь те способны вынести его и насладиться им, кто был
подготовлен огнем" (IX.83.1). Это - горячая золотая пыль, которая
преобразует своего материального двойника - пыль ядерную - в нашем теле так
же, как дейтерий превращается в гелий в термоядерной реакции: "Тонкий
процесс будет значительно более мощным, чем грубый, так, что тонкое
воздействие Агни будет способно произвести воздействие, для которого в
настоящее время пока необходимо такое физическое изменение, как резкое
увеличение температуры" (%24). Наши атомы - это тоже не более чем очередная
подходящая диаграмма, некое условное выражение вечного ритуала, ибо ничто
не является вечно неизменным, ничто не является неизбежным, нет конца
возможным комбинациям, нет предела новому Человеку.

Ответить   
  1. две разные Агни-йоги - evklid от 14/10/2004 17:22

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.