Мне тоже подумать надо, я мало чем отличаюсь от Вас. Изучаю, сопоставляю, ошибаюсь, опять изучаю и так в бесконечность...
Yury F Тогда получается, что для духовного существа субъект (носитель) воли и объект её приложения должны быть одним и тем же. А без этого в духовные существа может попасть и довольно сильная, но злобная сущность, навязывающая свою волю окружающим.
Как я понимаю, поправочка возникла потому, что я перескочил в наших размышлениях через один шаг (не рассмотрев вопрос, что такое материя, не закончив рассмотрение того, что есть дух, занялся вопросом "отличие духа и материи"). В результате получилось так, что сопоставляю что-то не совсем понятное с чем-то не совсем понятным. Теперь прийдется объясняться
Я рассматривал волю в противоположности "дух - материя" без примеси противоположности "добро - зло". Я не считаю материю злом. Возможно это способствовало тому, что смысл сказанного слегка "затуманился".
Не вижу противоречия между вашими и моими словами. Я не зря написал о многогранности и не утверждал, что волевое существо обязательно духовно. Именно поэтому и написал, что воля - только одно из необходимых (но далеко не единственное) качество духовности. А пример с волей привел только потому, что мы рассматриваем антиномию "дух - материя". В этом случае воля - характерный признак. Если бы рассматривалась противоположность "добро - зло", то этот пример был бы совершенно неуместен, так как воля в равной степени нужна и для духовности и для злобности. Скажем так: духовное существо обязательно должно обладать волей, но волевое существо не обязательно духовно.
Топорный пример: Если в сети ток (воля) есть, то он может питать энергией любые механизмы - и лечащие и калечащие (любые способы проявления человека). И те и другие смогут перерабатывать сырье (материю). Это не значит, что проявления обязательно благие. А вот если тока (воли) нет, то механизмы (проявления) не работают вне зависимости от духовности или злобности и годятся только на запчасти.
Кстати, здесь возникает вопрос: злая сущность - кто она. Если это не дух и не материя, то что? К какой категории относится? Впрочем, давайте все же не будем забегать наперед а конкретно определимся, что мы будем понимать под духом, а что под материей и только потом двигаться дальше. Как я уже понял из своего опыта, забегания наперед только запутывают рассуждения.
Yury F За лепку других, да ещё против их желания, можно угодить в космическую переработку.
Когда я писал "мы лепим горшки" то имел ввиду "творим из материи". Воздействие на других не имелось ввиду. Когда писал "из нас лепят" - что становимся податливыми для чужого воздействия. А когда податливость проходит определенный критический барьер, то в полном смысле слова становимся материей.
Опять же, я рассматривал противоположность "дух - материя" без примеси противоположности "добро - зло". Кстати, как Вы считаете, а можно так поступать - рассматривать первую противоположность без учета второй?
|