Студент> Одна из характеристик темности - это наличие злобы.
Как Вы думаете, этот признак ("злоба", т.е. "зло" как более общая категория) является характерным, т.е. необходимым для того, чтобы считать кого-то "темным"?
Студент> Светлый никогда не должен быть злым (я не имею ввиду возмущение духа).
Как формально отличить одно от другого, т.е. "злость" от "возмущения духа" - как объективно (т.е. когда я оцениваю действия другого человека), так и субъективно (т.е. когда я оцениваю свои собственные мысли)? Возможно ли это в принципе?
Например, я оцениваю чьи-то действия в какой-то момент как "злость" (согласно моих "схем мышления", разумеется (*)), но, я также могу оценить эти же действия как "возмущение духа", т.е. у меня возникает "конфликт понятий", для чего мне нужны дополнительные размышления/критерии. То же относится и к моим субъективным психологическим моментам, например, я в данный момент злюсь на кого-то: как мне определить для самого себя, - я просто "злюсь" или это мой "дух возмущается"?
Спасибо.
САРВА МАНГАЛАМ!
(*) Например, в буддизме корнем "зла" (и прочих омрачений, клеш) считается "неведение" (наколько я это понял, разумеется). Субъект приписывает объектам (в том числе и своему "я", "душЕ" и т.д.) некие свойства, к-ми эти объекты не обладают: отдельность, независимое (т.е. объективное, отдельное от всего) существование, неделимость и т.д. Неведение в данном случае заключается не в собственно приписывании всех этих свойств, но привязка к ним, например: я могу приписать "объективность существования" своему "я", но это еще не будет неведением, если я понимаю, что "я" - это не более, чем абстракция, концепт, не имеющая самостоятельного существования. Если же я начинаю думать, что мое "я" и в самом деле существует "независимо" от остального Мира, то тогда это будет неведение.
Эти же рассуждения приложимы и к "злости", "темности", "светлости" и т.д. Т.е. у меня есть некие "внутренние" (т.е. субъективные) определения, критерии, тех или иных понятий (т.н. "субстраты объекта" и, более обще, "схемы восприятия/мышления"), например, "добра" или "зла" и, когда некое наблюдаемое мною явление совпадает с той или иной "схемой", то я говорю, что это "доброе", "злое", "красное", "сладкое", "шершавое" и т.д. Если я думаю, что все эти мои определения существуют "объективно", т.е. независимо от меня (а не являются моими субъект-концептами-абстрактами), то я буду пребывать в неведении. |