Эх, Сергей, мы рискуем стать на скользкую тропинку, поскольку с каноническим, как пишет Александр Владимиров в своём исследовании "Апостолы гностикоэллинские истоки христианства", возникают большие проблемы. Приведу цитату:
К настоящему времени, в основном благодаря археологическим изысканиям, стали известны 4 тысячи полных древних списков Нового Завета и более 25 тысяч его фрагментов. Считается, что самые древние тексты Евангелия могут быть датированы лишь началом II в. н.э. Самый ранний из них, а именно отрывок Евангелия от Иоанна, представляет собою пергаментный клочок размером 6,4 на 8,9 см и содержит лишь несколько стихов. Каково было содержание всего протоевангелия, по такому фрагменту судить невозможно. И ещё:
Следующий по времени текст, относимый его издателем к нач.III в. н.э., – папирус II из библиотеки Бодмера, содержащий фрагменты Евангелия от Иоанна 1.1_6.2, 6.35_14.15 и 14.21 1. Интересно отметить, что этот, казалось бы, самый ранний наиболее полный образец Евангелия носит следы неоднократной обработки. Как отмечает проф. Б.М.Мецгер, данный папирус уже “является смешанным. В нем переплетаются элементы александрийского и западного типов (текстовки. – А.В.). Примечательно, что эта рукопись насчитывает около 440 исправлений, сделанных между строк, над стертыми местами и на полях. Большинство из них, по всей видимости, является исправлением писцом собственных же ошибок, допущенных по небрежности. Часть же исправлений указывает на наличие другой рукописи, по которой проводилась правка текста. Несколько отрывков содержат уникальные чтения, которые отсутствуют во всех других рукописях” 2. 440 исправлений самого раннего из полных евангельских текстов, да еще и написанного небрежно – впечатляет! Не знаю как вас, а меня такой факт действительно впечатлил. Я, пожалуй, соглашусь с А.Владимировым в том, что история раннего христианства, история его становления больше похожа на легенду, на продолжение или опровержение новозаветной драмы, сильно зависящее от идеологической позиции автора.
С уважением, Г.С.
------------ 1 См.: Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета. М., ББИ, 1996. С.36_37. 2 Там же. С.37_38. |