Усов писал: Да, Сергей, либо я чего-то не понимаю , либо никого это не интересует, либо все уже все знают и понимают. Никто не хочет поговорить об Эросе, хотя я оставил столько недосказанностей! Начиная с того, что в Греции система обучения была восточной, там ведь Учитель и ученик жили бок о бок многие годы, не взирая на знатность происхождения.
Сергей писал: Думаю, что здесь другое. Тема эта достаточно тонкая и чтобы адекватно её обсуждать, нужно хорошее знание материала, иначе мы рискуем уйти не в ту сторону и обсуждать совсем не то.
Как параллель: если воспринимать Омара Хайяма буквально, то у него чуть ли не в каждом четверостишии или вино льётся, или девушки, или и то, и другое вместе; даже книжки выходят с соответствующими иллюстрациями. Но в суфизме вино – это символ истины, а о любви говорится как о сверхчеловеческой, Божественной любви, т.е. ни о пьянстве, ни о плотской любви неформально речи нет. Но если не быть в суфийском контексте, то ничего этого, естественно, не знаешь и воспринимаешь буквально. Не так ли и с античностью? Если мы вне контекста (исторического, культурного, философского, духовного), то мы будем говорить о чём угодно, только не о сути предмета. Мне, например, здесь не хватает знаний. Но если попробовать развивать эту тему, возможно, разговор состоится, и кто-то ещё вступит в него.
Ответ: Да, Сергей, тема очень тонкая, имеет более чем полуторотысячелетнюю историю, ею занимались великие умы и не смогли поставить точку. При нашей вечной спешке мы вряд ли сможем удержаться в контексте обсуждаемого. Посмотрел, что на эту тему люди говорят в Сети. Пришел к некоторым выводам для себя:
1. Платон жил в развращенном обществе, во многом отличном по нормам морали от нашего, непонятном нашему.
2. В раннем, юношеском возрасте его мышление было глубоко, однако о высоте нравственной жизни его в юности мы однозначно сказать ничего не можем.
3. Прогрессия мышления, истинный рост Платоновской нравственности полностью увязан с его стремлением к Сократу, встречей с Сократом и обучением у Сократа. Именно Сократ смог внушить ему, а точнее - показать на жизни, что существует другой, истинный Эрос, напрямую не связанный с внешним человеком.
4. Тексты Платона, где он много пишет об Эросе ("Федр", "Пир", "Лизис"), адресованы, прежде всего, к сознанию современников, их яркий и откровенный язык поражает, но, вместе с тем, их оценка возможна только с понятийных позиций гражданина полиса.
Вобщем-то, я ничего нового не сказал .
|