Главная  Альфа и Омега  Библиотека  Тексты  Форум

  
Регистрация в портале  Логин:   Пароль:    

Агни Йога и Теософия. Форум журнала "Грани эпохи"
Правила конференции | Рекомендации для участников форума
Ссылки: Этико-философский журнал "Грани эпохи" | Орифламма | сайт Общества Агни Йоги (NY)
            старый форум (архив)
Вернуться к дереву соообщенийДерево сообщений  ПоискПоиск  Новая темаНовая тема  НастройкиНастройки 
Re: учимся мыслить у Платона

06/06/2005 06:21

ninniku
Ответ на   Re: учимся мыслить у Платона

Размышления интересные. Даже верные в чем-то. Но нужно было обратить внимание на другое. Ключ дается для понимания Платона и его школы мышления. Оставим пока в покое вопросы коммуникации. Они здесь ни при чем.
Более того. Освоение этой школы мышления довольно сильно отрывает от обычных людей с их скоростью мышления. Более того, общение в этом ключе становится очень затрудненным. Идею в чистом виде вообще трудно сформулировать. Поэтому необходимо прибегать к суждениям как форме выражения идеи. Не только для общения, но и для собственного мышления тоже. Но я заметил, что когда общаются два человека, имеющих определенную школу мышления, то скорость обмена возрастает. Возможность подняться до уровня очищенной идеи существует в таких случаях. У меня такое было несколько раз.
Теперь о методе. Ключ к нему я показал. Но все таки, начинать лучше с суждения и в собственном размышлении и в общении. Ключ, я надеюсь вы помните, а вот пример. Диалог Сократа о Прекрасном (название не помню). Первое, он требует сформулировать суждение вопросом: Что такое прекрасное?
Получив два ответа: Прекрасное - это красивая лошадь. И Прекрасное - это красивая девушка, Он связывает два разных понятия прекрасного вопросом: Значит, по-твоему, лошадь и девушка тождественны?
В этом примере дан образец того ключа, который я описал. Формулирование идеи в суждении, потом в понятиях (желательно разных), потом соединение этих понятий через тождественность, которая по сути выражает уже идею. Он потом легко доказывает, что девушка и лошадь действительно тождественны, но через Идею Прекрасного.
Заметьте, Сократ много раз в течение одного диалога проходит путь от суждения к понятию и затем к идее и в обратном порядке. Он старается много раз раскрывать идею через разные понятия, с тем, чтобы обнаружить их тождество в главном - через идею.
Я согласен с вашими замечаниями относительно вербальных и невербальных моментов передачи идеи. Сложно и то и другое. Терпение нужно колоссальное. Но вот то, что касается прихода в ходе размышления к разным идеям, то здесь я не соглашусь. Это происходит не в результате мышления по данному методу, а в результате общения в целом, включающем также и определенные жизненные позиции, взгляды, особенности психики и того же мышления. А вот именно сам метод он очень в этом отношении строг и прост. Он не позволяет, если его использовать правильно, прийти к разным идеям. особенностью этого метода в общении всегда будет согласование позиций и представлений в понятиях, и переход к восприятию идеи будет происходить не раньше, чем такая согласованность будет достигнута. У меня просто есть такой опыт.
Но на форуме таким методом пользоваться очень сложно. В чате проще.
Метод школы Платона серьезно ускоряет процесс мышления. По моим наблюдениям это происходит не сразу. Нужна определенная практика. Получить её довольно сложно. Люди часто не любят, когда им начинают задавать вопросы. Человеку почему-то кажется, что его запутывают.
Ещё одно замечание. Человек, который будет оперировать суждениями и понятиями для выражения своей идеи обычно определяется легко. Но чтобы это понять нужно иметь возможность задавать вопросы и самому мыслить категориями идей. Единство понимания всегда будет достигнуто, если идеи человека достаточно осознанны им самим. Я чаще сталкиваюсь с тем, что человек имеет представление об идеях и ему кажется, что он ими оперирует в своем мышлении. Но постановка вопросов легко обнаруживает, что это не так.
На украинском форуме у меня идет диалог с собеседником на аналогичную тему, но там человек настаивает на том, что нужно идти от идеи к понятию, забывая при этом что его представление об идеях не очищено. Он отталкивается от умозрительно понятой идеи, а не от кристализованной в ходе размышления. Так, он настаивате на том, что идеи НЕЗАВИСИМОСТИ не существует, что это понятие. А вот идея взаимосвязи существует, исходя из того, что взаимосвязь легко доказать, а независимость опровергнуть.
Тут наблюдается ещё одна ошибка, которую часто совершают люди, начиная мыслить идею через её противоположность. Это как ваш диалог с Родным о добре и зле, где он настаивал, что они относительны и одного без другого не существует. Дело в том, что в относительности мы опускаемся к понятиям. Нам кажется, что мы говорим об ИДЕЕ добра или зла, а на самом деле мы говорим об их понятиях. Либо же, что ещё интереснее, мы рассматриваем одну ИДЕЮ - "Добра и Зла". Есть идея Добра. есть идея Зла. Есть идея "Добра и Зла". Они разные и мыслить их нужно по-разному.
Метод Платона допускает возможность мыслить идею саму по себе. Без её противоположности. Это очень сильный метод медитации. Тот ключ, который я описал помогает так мыслить.
Мыслить идею через её противоположность - не самый совершенный метод. Это лишь стадия размышления. Диалектики тут недостаточно. Критическое размышление позволяет отграничивать идею от взаимосвязанных понятий и идей. Если метод применен правильно, то расхождений не будет.
Тут я с вами лишь отчасти соглашусь. Люди приходят к разному пониманию идей в силу несогласованности методов мышления. Кто начинает в русле диалектики, а потом преходит к критическом умышлению, кто-то в это время упражняется в феноменологии, кто-то застревает в формулировках и мыслит о знаковом выражении идеи. Метод Платона позволяет избегать этих проблем, но его нужно знать и ему следовать.
У Платона есть ещё ряд ключей, над которыми я сейчас пытаюсь работать. Нужно время, чтобы знание проросло. Недавно я в одной беседе о Платоне ухватил ещё один ключ. Но по завершении беседы потерял.
Скорость мышления ещё не соответствует уровню овладения этим ключем.
Поэтому я указал вам ключ не для того, чтобы вы его применяли исключительно в общении. Просто вы сами заметили, что процесс пошел, а это предполагает определенный уровень овладения школой мышления Платона.

Ответить   
  1. Re: учимся мыслить у Платона - ninniku от 06/06/2005 06:21
    1. Re: учимся мыслить у Платона - Евпатор от 10/11/2007 18:58

Agni-Yoga Top Sites
Авторские права © 2003 "ГРАНИ ЭПОХИ". Все права защищены.