Идеальное государство Платона, построенное на классовых началах, представляло собой, по выражению Маркса, лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя. На аналогичных началах были построены другие рабовладельческие и феодальные общества, которые существовали и держались главным образом за счет труда рабов или крепостных. В древней Греции раб не только не был гражданином, но и вообще не считался человеческим существом; он рассматривался как орудие производства и как товар, подлежащий купле и продаже. (Аристотель называл рабов "одушевленными орудиями".) Платон полностью перенес это отношение к рабам в свою политическую утопию. Если бы агни-йогическая Новая Страна (Священный Союз Востока) состоялась где-то в Средней Азии и была построена согласно идеям Платона, в ней тоже могли бы быть рабы.
Только постепенно представления о достоинстве и свободе человеческой личности, уважении к правам других и внутреннем равенстве всех людей, наделенных божественной искрой духа, проложило себе путь в сознание людей и укрепилось там. Конечно, у Платона ничего этого нет, он весь в рабовладельческом прошлом. Но примерно в то же время в другом месте идею равенства провозгласил Будда, правда в робкой форме, а более или менее современное выражение она нашла в раннем христианстве, особенно у великого апостола Павла. Средой распространения раннего христианства были рабы и беднейшие слои Римской империи. Это даже дало врагам христианстыва повод к утверждению, будто христианство - религия рабов, слабых и униженных.
См. ниже интересные рассуждения С. Котляревского в его предисловии к дореволюционному переводу "Размышлений" Марка Аврелия (перепечатано изд-вом Амрита-Урал, 1994, стр. LXXI и далее; сокращено):
"М. Аврелий не перестает проповедывать кроткое благожелательное отношение к людям вообще, в том числе и к врагам. "Люби человеческий род. Следуй богу". Даже ненавидящие тебя - по природе твои друзья. Гнев, обезображивающий черты человеческого лица, искажает и наш духовный облик. "Что сделает тебе разнузданный насильник, если ты останешься неизменно благожелательным к нему и, когда представится случай, будешь его кротко вразумлять, и в ту самую минуту, когда он захочет тебе сделать зло, спокойно ему скажешь: "Сын мой, не поступай так; мы рождены для другого. Ты принесешь вред не мне, а себе".
Вот новые слова и новые чувства. Идеал любви и всепрощение - это не идеал ни античной религии, ни античной философии в ее классический период. Ни у Артемиды не дрогнула рука, когда она поражала детей Ниобеи, ни у Аполлона, когда он сдирал кожу с Марсия. Среди кардинальных добродетелей Платона не отведено места кротости и доброте. Настроения, которые, по-видимому, были так знакомы Востоку, - отголоски которых можно найти в древнем Китае, Индии, Иудее, - странно чужды классической древности. Они высказывались чаще на ее закате - в эпоху морального и религиозного синкретизма." |