На Орифламме появилась новая книжка (в электронном варианте), и вот что оказалось, как я написал (12.02.05) Джуре С.Г.:
<<Многоуважаемый Сергей Георгиевич!
Пишет Вам из Омска Слатин Николай Владимирович, по поводу интересной и "очень интересной" книги Е.Б. Герман "Страницы жизни Ю.Н. Рёриха" (http://www.roerich.com/n_biblio.htm). Не касаясь остальной (и основной) части книги, обращаю своё внимание (а если Вы ещё не обратили, то и Ваше) на фрагмент её второй части (let_2.doc), озаглавленный "Экспедиция Н.К.Рериха с семьей в район Ловозера, август 1918".
Дело в том, что многое в этом фрагменте вызывает сомнение. Поскольку эта тема впрямую касается (хотя бы чисто географически) профессора Валерия Никитича Дёмина, то я тут же сообщил ему о появлении таких доселе неизвестных материалов и послал ему по его просьбе указанный фрагмент. Ещё до получения фрагмента он высказал предположение, что это может быть мистификацией. У него испортился компьютер, он не мог сразу почему-то открыть посланный файл, связь велась через его знакомых. Он написал: <<Я специально из-за этого [т.е. из-за появления сведений в указанном фрагменте] ездил в Центр Рерихов. Они там ничего не знают ни про электронную книгу о Ю.Н. Рерихе, ни о самом факте посещения всей семьей Ловозера. А у меня в последней моей книге "Русь нордическая", которую я только что закончил, есть "лирическое отступление" (вот ведь совпадение!) о Рерихе на Ладоге летом 1918 года (он жил тогда в Сортавале). Оттуда и уехал в Европу (через Финляндию в Стокгольм, где 8 ноября 1918 года открылась его персональная выставка). О факте пребывания на Кольском полуострове никому и ничего неизвестно. Это -- либо мистификация, либо речь идет о каком-то озере в Карелии с тем же или сходным названием.
Теперь я не могу сдать книгу в издательство, пока не докопаюсь до истины. Ну а к Вам, естественно, просьба: НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ ПЕРЕСЛАТЬ ЭТОТ ФРАГМЕНТ ИЗ КНИГИ В ОТКРЫТОМ ВИДЕ (А НЕ В ВИДЕ ПРИСТЕЖКИ), ПРОВЕРИВ ЕГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НА ВИРУС (ЭТО УСЛОВИЕ ХОЗЯИНА КОМПЬЮТЕРА, С КОТОРОГО Я ВАМ СЕЙЧАС ПИШУ). Заранее благодарен. Для меня это очень важно и очень нужно."
После получения фрагмента В.Н. Дёмин написал: <<Большое спасибо! Все дошло и все раскрылось! Полученный текст смахивает на беллетристику. Описания в дневнике не соответствуют конкретным реалиям ни Ловозера, ни Сейдозера. А я там все-таки побывал восемь раз и проходил не раз тем маршрутом, который воссоздан в дневнике. Буду разбираться. Посмотрю реальный дневник, если он существует по этому месяцу и году. Тем более, что мне уже предложили поработать в архиве. Барченко из Мурманска до Сейдозера добирался в 1922 году два месяца. А из Кандалакши еще сложней. И в начале августа и в конце Рерих писал друзьям в Финлдяндию из Сердоболя (Сортавалы) - письма опубликованы, и они у меня есть. В общем, завтра или послезавтра поеду в архив.>>
И затем от него пришло сообщение: <<О результатах поиска "дневника" Рериха узнаете из прилагаемой сноски [в приложении к сообщению]. Дневника за за август 1918 года вообще не существует. Донецкое рериховское общество давно в черном списке Международного Центра Рерихов именно в связи с подобными "публикациями". Герман я звонил, но ее нет в Москве. Впрочем, подобные публикаторы всегда будут настаивать на какой-нибудь фантастической версии. Вроде, что во сне приснилось. И будут правы: в конце концов Менделееву переодическая система тоже во сне приснилась. Какие еще в Интернет запускают фальсификации, узнаете из второй "пристежки". В.Д.>>
Привожу далее его сноску к пишущейся книге, как бы рецензию на рассматриваемый фрагмент: <<Сравнительно недавно на сайте электронной библиотеки Донецкого Рериховского Вестника "Орифламма" (http://www.roerich.com/n_biblio.htm) была размещена обширная компилятивная работа "Стороны жизни Юрия Николаевича Рериха" (составитель Е.Б. Герман), где содержится утверждение, что в августе 1918 года Николай Рерих вместе с семьей побывал на Кольском полуострове, в районе священного саамского Сейдозера. Приводится письмо молодого последователя (или поклонника?) Рериха, якобы организовавшего экспедицию (у его отца были лесопилки в Кандалакше и далее - в районе Умбозера), а также страницы из дневника Николая Константиновича, призванные подтвердить сам факт пребывания всей семьи в Русской Лапландии. В частности, воспроизводятся два фрагмента, написанные 20 и 23 августа 1918 года в базовом лагере на южном берегу Ловозера, расположенного рядом с Сейдозером (им предшествует запись, сделанная в Ревде). Текст дневника может показаться правдоподобным, но, к сожалению, он далек от реальной действительности и представляет собой мистификацию чистейшей воды и литературный вымысел. Сохранились подлинные письма той поры, адресованные Рерихом к финским друзьям: они датированы теми же числами что и страницы несуществующего дневника, однако написанные там, где семья Рерихов находилась все это время, то есть в Сортавале (Сердоболе) и ее окрестностях. Не могли Рерихи побывать и в поселке Ревда - он появился только в 1950 году в связи со строительством горно-обогатительного комбината и освоением залежей редкоземельных руд. Я лично восемь раз побывал в районе Ловозера и Сейдозера, знаю там, что называется, каждую тропу и отлично представляю, что откуда можно или нельзя увидеть и как сложно добраться до любой из этих точек. Но в мою задачу не входит подробный анализ бесчисленных фактических несуразностей и ошибочных топографических привязок, содержащихся в мифическом дневнике Рериха лета 1918 года. Отмечу лишь, что позитивная его часть (включая изображение лотоса) заимствована из публикаций об экспедиции на Сейдозеро А.В. Барченко, состоявшейся в 1922 году, а также личных впечатлений туристов и поисковиков, побывавших здесь уже в наше время.>>
Со своей стороны могу сказать, что стиль рассматриваемого фрагмента нисколько не напоминает стиль Н.К. Рёриха; чего стоит только то, что, якобы Николаем Константиновичем его сын Святослав несколько раз называется "Слава"!.. Общеизвестно, что Святослава родители никогда не называли "Слава" (да и вообще тогда не принято было такое сокращение этого имени), а называли Света, Светик или Светослав (по документам, конечно, "Святослав"). Также, например, выражение "базовый лагерь" в начале XX века вряд ли было широко известно -- если таковое вообще тогда существовало, да и вообще -- мистификатор (мистификаторы) даже не позаботились придать стилю этого фрагмента более-менее сходства со стилем Н.К.
Интересно узнать Ваше мнение об этом, а также, публиковалась ли где-нибудь эта книга и в каком издательстве, или это чисто электронная публикация?
С уважением,
HC>> ====================
Сегодня (15.02.05) я получил от них ответ; вот что они писали (писала Захарова Ольга Денисовна, а не С.Г. Джура, которому было адресовано мое сообщение) и я отвечал:
<<Уважаемая Ольга Денисовна!
Monday, February 14, 2005, 4:12:15 PM, you wrote:
ЗОД> Здравствуйте, уважаемый Николай Владимирович! Благодарим Вас за ЗОД> присланное письмо, которое мы с особым интересом прочли. Спешим вас ЗОД> успокоить: подборка сделанная Еленой Борисовной Герман - это не книга, ни электронная, ни книга на бумажном носителе. ==(HC) Не могу понять, как это "это не книга, ни электронная, ни книга на бумажном носителе" -- ведь, раз эта работа помещена в вашей электронной библиотеке, это и есть электронная публикация, а раз она в библиотеке, люди ее уже читают -- но как же людям давать мистификацию, не предупреждая об этом, ведь вам люди верят, а иначе -- перестанут. Учение говорит об ошибках в книгах, которые должны быть исправлены, а при невозможности этого такие книги должны быть изъяты! А что уж говорить об обмане?..
ЗОД> Это работа одного из почитателей великой семьи Рерихов, к коим Вы, ЗОД> надеемся, себя также причисляете. ЗОД> Думаю, интересный вопрос о"мифическом дневнике" Вы разрешите ЗОД> непосредственно с Еленой Борисовной. ==(HC) Во-первых, странный способ почитания... Кстати, остальное содержимое данного материала, очевидно, в нормальном виде. Профессор Дёмин, выяснив для себя, что этот фрагмент, которые его заинтересовал -- мистификация, больше связываться с ней (Герман Е.Б.) не хочет. И, в этой связи -- дело в том, что звонить в Москву мне попросту не по карману, может, вы смогли бы выяснить интересующие меня (надеюсь, и Вас) вопросы?
ЗОД> Мы же радуемся тому обстоятельству, что многие читатели обращаются ЗОД> на нашу электронную страницу. Желаем Вам больших творческих успехов ЗОД> - пусть все прекрасным образом прояснится. ==(HC) Спасибо большое за добрые пожелания, надеюсь, вы все-таки поможете -- и мне, и другим вашим читателям, чтобы не плодить омрачения.
ЗОД> Имеем смелость надеяться, что со временем Ваше исследование ==(HC) Под словом "исследование" Вы имеете в виду мое предыдущее к вам послание, в связи с упомянутым фрагментом?
ЗОД> появится в электронной библиотеки "Орифламмы", несмотря ЗОД> на существующие "черные списки". ==(HC) Позвольте поинтересоваться, что за списки, кто там имеется и у кого они?
ЗОД> С уважением, Ольга Денисовна Захарова
==(HC) Надеюсь, что Вы лично, Ольга Денисовна, а также и остальные ваши сотрудники и дальше будут способствовать тому, чтобы дать нашим друзьям достоверные, првдивые и доброкачественнее материалы, которых в вашей библиотеке очень даже немало.
С уважением и пожеланием
Успехов
в работе на
Общее Благо!
HC>> ========================
Интересные дела получаются... а? Любопытные ответы...
...Сегодня 19.02.05 -- ответа от орифламмовцев я пока так и не получил -- и есть сильное подозрение, что и не получу...
Кто что думает о данной ситуации?
Кто-то встречал что-то подобное?
Успехов!
HC |