Много раз я обращал внимание, что на фотографиях Н.К. очень редко смотри в объектив, и чаще всего взгляд у него опущен. Может кто знает причину такого его поведения?
Насколько я помню, в сферовской публикации дневников Е.И.Рерих есть советы Учителя Николаю Константиновичу о манере поведения - атмосфера таинственности, опущенные долу глаза, и т. п. Очевидно, он принял эти советы к исполнению. На дореволюционных снимках Н. К. смотрит в обьектив, как все.
...атмосфера таинственности, опущенные долу глаза, и т. п...
Слишком прозаично чтобы быть правдой. Думаю, объяснение здесь есть, но иное.
К тому же опущенные глаза можно трактовать по разному. Например, вот какую особенность поведения Горького приводит сам Н.К. (из дневников Фоздик):
За завтраком говорили о России, Н.К. рассказывал о Горьком. “Похож он, — говорит Н.К., — на преступника; на вас никогда не смотрит в разговоре, глазами бегает по комнате”. <...> Также о Горьком рассказывал, какой это хитрый, неприятный человек, всегда “под стол смотрит”, никогда вам в глаза не взглянет.
Но это про живое общение, а не "фотографическое". В чем же здесь разница?
Недавно по ОРТ прошла передача о пророках и политиках. Там сказали, что Сталин всегда дарил единственную свою фотографию, на которой он смотрит вниз и глаз не видно. Это объяснялось тем, что воздействие на человека по фотографии идет через глаза. Поэтому же снимки партийных деятелей ретушировали и снимали их в определенных позах в те времена.
Сталин дарил на память гостям и знакомым только одну свою растиражированную фотографию, на которой он - вполоборота, сощурившись - раскуривает трубку. Почему "кремлевский горец" остановился на этом изображении как подарочном? Все объясняется очень просто: оно не гoдилось для энвольтования (магической операции по нанесению вреда путем протыкания иглой изображения или восковой фигурки). Глаза Сталина - самое уязвимое в магическом смысле место у человека - на том историческом снимке прикрыты, а "внешний энергетический контур" защищен огнем.
Взято с http://www.x-libri.ru/elib/prvsh000/00000265.htm
Главное качество великих людей - многогранность. Зная это, можно сказать, что причин "не давить на камеру взглядом" много. Полное внимание и прямой взгляд великого человека - либо заслуженная удача, либо заслуженный удар. Либо ты ученик, либо враг. Зачем тратить попусту энергию. Еще символ "опущенного меча" - "не навреди" и "не введи в искушение". Ну и конечно же - тайна, многоточие... Ванга называла Рериха и пророком и инопланетянином. Прямой взгляд на всех - это и "поднятое забрало", и вызов, и зов, и поставленная точка.